На главную
Написать нам
Карта сайта

Управление под мотором любого судна. Наглядное пособие

Основные принципы

Рычаг газа и механизм переключения передач

управление катера рулемОдин рычаг управляет переключением передач и скоростью вращения винта.

При переключении ручки вперед или назад по одному щелчку включается передача двигателя на холостом ходу, при дальнейшем движении мощность увеличивается. При переходе между передачами необходимо на мгновение переводить рычаг в нейтральное положение, это продлит срок службы коробки передач.

Рули

Лодка реагирует на рулевое управление только, когда поток воды набегает на руль. Поток воды образуется: от винта; при движении яхты под парусом; в результате действия течения. Перо руля яхты имеет большую площадь поверхности. Это позволяет управлять лодкой даже на очень малой скорости.

 

Если переложить руль и включить передачу, поток от винта повышает эффективность руля
и позволяет уменьшить радиус циркуляции.

При движении задним ходом, поток от винта не попадает на руль. Управление возможно только за счет потока, появляющегося в результате движения лодки.

При маневрировании в ограниченном пространстве, сначала поверните руль, а затем включайте передачу. Струя от винта отклоняется пером руля и помогает ускорить поворот.

Когда лодка поворачивает, нос движется в одну сторону, а корма в другую. Из-за расположения руля, на самом деле, управляется корма, хотя визуально поворачивает нос лодки. При движении под мотором вперед, точка разворота примерно на треть от носа, приблизительно под мачтой.

В связи с этим, при движении вперед остерегайтесь столкновений кормы с препятствиями. При движении назад точка разворота перемещается в точку,

примерно на расстоянии одна треть от кормы. Следите за носом, потому что в этот момент он будет сильно отклоняться.

винт правого вращения

 

 

 

Винты бывают правого и левого вращения

 

винт правого вращения

Заброс кормы

Вращение винта может вызвать отклонение кормы в одну сторону. Это действие называется заброс кормы и хорошо видно, когда лодка начинает движение задним ходом. Это свойство может быть использовано при крутых поворотах и также его эффект учитывается при развороте и любом маневрировании.

Чтобы определить
направление заброса кормы, включите задний ход двигателя на пришвартованной лодке. Поток от винта будет отчетливее виден с одного борта, чем с другого.

Движение задним ходом

При движении кормой следует помнить о трех вещах:

1. Точка разворота находится приблизительно на 1/3 от кормы. Это приводит к тому, что при заходе кормой на ветер, нос начинает сносить сильнее.

2. За счет эффекта заброса кормы, ее может сначала сместить в одну сторону.

3. Скорость лодки, когда она движется кормой вперед, не велика.

Запомните еще некоторые правила при движении кормой:

  • Перед включением заднего хода остановите лодку;
  • Если ваша лодка плохо движется задним ходом, двигайтесь на минимальной скорости;
  • На старте дайте больше газа, затем плавно уменьшайте его;
  • Как можно меньше перекладывайте руль;
  • Если яхта начинает сильно рыскать, остановитесь и начните заново;
  • Необходимо держать румпель или штурвал обеими руками, так как управление на заднем ходу гораздо сложнее;
  • При маневрах нос будет двигаться в сторону вдвое больше, чем корма, необходимо смотреть вперед и назад; При слишком быстром движении или слишком резком повороте штурвала или румпеля, лодка будет очень резко реагировать, можно повредить рулевой механизм.

Влияние ветра и течения

Ветер и течение оказывают влияние на то, как лодка ведет себя при маневрировании.

Необходимо учитывать направление ветра. Флаги, указатели направления ветра на мачте и рябь от ветра на поверхности воды могут помочь определить направление ветра.

Остановившаяся или медленно движущаяся лодка будет дрейфовать по ветру. Знание направления ветра необходимо, чтобы избежать навала на препятствия.

Нос всегда будет дрейфовать по ветру сильнее, так как он имеет меньшее соприкосновение с водой и большую площадь поверхности, чем корма.

Самый простой способ удержаться на ветру – это плавно развернуться и встать кормой к ветру.

При этом точка разворота перемещается в сторону кормы, позволяя носу легко двигаться по ветру.

Течение

Течение вызывается приливами, естественным движением реки или локальным движением воды, например, при открытии шлюзов. Течение аналогично ленте конвейера, оно перемещает судно в том же направлении.

При швартовке подходите против течения.

Чтобы определить направление течения, обратите внимание на эти признаки:

швартовый

Если вы не уверены в направлении течения, попробуйте дрейфовать, тем самым определив направление.

Оценка дрейфа и скорости

Когда лодка снижает скорость, она начинает дрейфовать под действием поперечного течения или бокового ветра. Необходимо использовать ориентиры для оценки дрейфа.

Дрейф

При подходе к бую или причалу при боковом ветре, выберите объект за ним, для оценки дрейфа.

Если створная линия изменилась, направьте яхту к исходной точке отсчета.

Скорость

 

 

Найдите два объекта на траверзе, чтобы проверить скорость относительно земли. При наличии сильного течения приборы могут зарегистрировать скорость 2-3 узла, даже когда лодка неподвижна, изменение створной линии подтвердит это.

Повороты в ограниченном пространстве

Чтобы произвести крутой поворот остановите лодку или начните его на очень малой скорости. Скорость заставляет яхту смещаться в сторону, увеличивая радиус.

Разворот в ветер

Разворачивайтесь, пересекая носом линию ветра. После прохождения положения левентик, ветер начинает помогать развороту яхты. Надо остерегаться столкновения с препятствиями с подветренной стороны. Старайтесь, чтобы нос разворачивался на протяжении всего поворота.

 

1. Расположите лодку по центру в месте разворота. Выкрутите полностью руль и дав немного газ, включите нейтраль.

 

2. Включите заднюю скорость, чтобы остановить лодку. Включите нейтраль. Руль, обычно можно, оставить в том же положении, пока яхта не начнет двигаться задним ходом.

3. При дальнейшем движении вперед лодка будет продолжать поворачивать. Когда яхта окажется в нужном положении, выровняйте руль.

Эффект заброса кормы

Эффект заброса кормы либо поможет, либо помешает повернуть по ветру. Если нет ветра и приливов используйте эффект заброса кормы для своих целей.

Разворот на течении

При развороте на течении поворачивайте нос против течения.

Швартовка бортом

Составьте план, проинструктируйте команду, что должен делать каждый.

Если маневр кажется сложным, нарисуйте его на бумаге, чтобы каждый знал свою задачу.

 

Пропустите швартовы от утки под леерами и обратно на борт.

Будет полезно, чтобы один человек держал большой кранец.

Вывесите кранцы вдоль лодки, по краям кормы и носа, так как они могут коснуться пристани в первую очередь.

 

Попросите экипаж сесть и не загораживать обзор. Попросите членов экипажа на баке сообщать о расстоянии до пристани.

Не прыгайте на берег, плавно сходите на него.

 

 

Обнесите конец вокруг кнехта и выберите швартов.

Кормовой швартов заводится позади лодки и используется, чтобы помочь замедлить лодку при необходимости.

 

 

Носовой швартовый заводиться впереди лодки.

Как только яхта развернется вдоль пристани, остановите ее, включив на короткое время задний ход.

Внимание: при использовании носового швартова для остановки лодки, корма будет отходить от причала.

Носовой и кормовой шпринги предотвращают движение носа и кормы лодки.

 

Закрепите веревку на утке с помощью простого штыка.

Интересно...

Глаголь-гак — Откидной гак. В рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему он может быть...