На главную
Написать нам
Карта сайта

Паксос и Андипаксос

Западное побережье Паксоса

К югу от Керкиры расположен архипелаг Пакси (Παξοί), состоящий из нескольких островов, из которых Паксос и Андипаксос – самые крупные, но самые маленькие из обитаемых среди  Ионийских островов. 

Северное побережье Паксоса

Паксос (39°12'12" с.ш., 20°11'26" в.д.)
География
Паксос (Παξός, Paxos) находится в 7 милях к югу от Керкиры, в 8 милях от побережья Эпира, и в 12 милях от Парги. Остров, общей площадью 30.121
км2, населяет около 2.500 чел. В длину 13 км и 4 км в ширину. Высочайшая точка – 248 м. Административный центр Паксоса – Гайос.
История
В древнегреческой мифологической традиции остров Паксос известен как место, где отдыхал и предавался любви бог моря Посейдон со своей супругой нереидой Амфитритой. Греки считали, что остров появился в тот момент, когда Посейдон, ударив Керкиру своим трезубцем, отколол от нее южную часть. Возможно, что именно на Паксосе (остров Ээя по Гомеру) жила знаменитая колдунья Кирка (Цирцея), у которой год провел греческий герой Одиссей. Известно, что уже в историческое время на Паксосе почитался бог Пан – покровитель пастухов и стад. Историк Плутарх в трактате «Об упадке оракулов» рассказывает о том, как в эпоху правления римского императора Тиберии из Пелопоннеса в Италию шел корабль. Проходя мимо острова Паксос  корабельного кормчего египтянина Фармуза кто-то окликнул с берега и сообщил ему, чтобы тот, когда корабль будут проходить другой остров – Палодес, возвестил там, что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и со стороны Палодеса до него тут же донеслись плач и стенания. Век спустя Павсаний, путешествуя по Греции, тоже обнаружил, что бог Пан все еще почитается на Паксосе.

Одиссей, преследующий Кирку. Изображение на краснофигурном кратере (середина V в. до н.э.)

Хотя остров был известен людям еще каменном веке, первыми поселенцами здесь могли быть финикийцы, которые, наряду с греками, колонизировали все Средиземноморье в VIII – VI вв. до н.э. Начиная с VII в. до н.э. история острова тесно связана с соседней Керкирой. В конце III в. до н.э. Керкира и Паксос были захвачены иллирийцами. В 228 г. до н.э. у берегов Паксоса произошло морское сражение между иллирийцам и акарнанцам с одной стороны и объединенным флотом Этолии и Ахеи с другой. Последние потерпели поражение, но иллирийцы вскоре были изгнаны с островов римской эскадрой из 200 кораблей под командованием консула Гнея Фульвия Центумала. С тех пор Паксос неоднократно переходил из рук в руки. За долгую историю островом владели византийцам, крестоносцы, венецианцы, французы, англичанам, пока он, как и все Ионийские острова, не стал частью независимой Греции (1864 г.).

Модель римской триремы

 

Название
Точное происхождение названия – неизвестно. Антиные и средневековые историки предлагали свои варианты «перевода», основанные на случайном сходстве слов (ложной этимологии). Так, например, древнегреческий географ Страбон (64 г. до н.э. – 24 г. н.э.) считал, что название «Паксос» происходит от финикийского «Пакш» – «трапеция».  
Экономика
Основа экономики Паксос и Андипаксоса – это производство оливкового масла, вина, выло рыбы, а с 1960-х годов – туризм. Изготовление оливкового масла на Паксосе восходит ко временам венецианцского владычества (XIV – XVIII вв.), когда итальянцы буквально засадили весь остров оливковыми деревьями. Андипаксос больше известен своей винодельческой продукцией.
Для туристов, останавливающихся на острове, построены гостиницы, виллы и апартаменты, для приезжающих с Керкиры предоставляются все удобства и развлечения. Остров также известен как место стоянки флотилий мелких судов и в летние месяцы гавани и стоянки полностью занимают яхты.
Транспорт 
На Паксосе нет аэропорта, поэтому добраться до острова с Керкиры можно на пароме, морском такси, или корабле на подводных крыльях (около часа в зависимости от выбранного типа судна). Паромное сообщение открыто с распололоженной в материковой части Греции Игуменицей (1.5 часа), а также с итальянскими Бари и Бриндизи (время в пути около 4-х часов).

Подход к Лакке с северо-запада


Лакка (39°64'14" с.ш., 20°07'75" в.д.)
Лакка (Λάκκα, Lakka) – вторая по величине деревня на Паксосе, расположенная по берегам фактически замкнутой бухты на северно-востоке острова. Эта живописная гавань и якорная стоянка, окруженная поросшими кипарисами и оливами холмами, очень популярна как среди туристов, так и владельцев яхт. Поэтому в разгар летнего сезона здесь бывает довольно многолюдно и шумно. Обычно в бухте останавливаются транзитные яхты, плывующие к острову Лефкас или к Керкире. Лакка теперь полностью перешла на обслуживание туристов: в каждом доме открыта таверна, бар, магазин. В пределах бухты устроено два пляжа – песчаный Харами и галечный Канони.

Вход в бухту Лакки

Подход
Сама природа укрыла бухту Лакки от посторонних глаз. Поэтому не только с большого расстояния, но и вблизи ее довольно трудно заметить и даже случайно пройти мимо. При подходе с запада следует ориентироваться на маяк; если же вы идете с севера и востока, то по мере приближения к входу в бухту покажутся окрашенные в светлые тона постройки деревни.
Ночью ориентируйтесь на основной огонь Fl(3)24s20M, а ближе к бухте – на огни, отмечающие вход: Fl.G.2s3M/Fl.R.2s3M.

Скалы Врак Мармаро у северо-западного побережья Паксоса


Опасности
* При подходе с севера не встречается никаких опасностей, за исключением расположенных немного к северо-западу от Паксоса скального островка и рифа Врак Мармаро, к которым близко приближаться не рекомендуется.
* Подходя с юга главную опасность представляет собой рифовая мель Ифалос Пакси, которая находится в 2 м.м. к юго-западу от Лакки и всего в полумили от маленькой гавани Лонгос.


Панорама Лакки

Швартовка
Бухта дает хорошее укрытие от господствующих ветров, однако если ветер более северный, чем западный, то стоять здесь вряд ли удобно. Стоянка совершенно  неудобна и при сильном северо-восточном ветре, который, правда, бывает здесь довольно редко. В случае, если вам «повезло» оказаться в этом месте при северо-восточном ветре, то рекомендуется отойти как можно дальше к востоку в пределах этой  бухты.
Глубины на входе от 6 до 8 м; якорная стоянка на остальном пространстве бухточки – от 3 – 4 м до до 6 м. Дно – песок, ил и водоросли, которые надежно держат якорь.

Причалы Лакки
В Лакке три причала: первый, обращенный прямо к бухте, может вместить около дюжины  яхт; короткий второй причал на восточной стороне от главного, где может встать не более 2 – 3-х яхт; третий, продолжающийся к востоку и северу от главного причала, где есть место для 3 – 4-х яхт, пришвартованных носом, с учетом небольших глубин.

Главный причал
Обращенная к бухте 100-метровая часть причала, вытянутуя в направлении восток – запад, начинается от пандуса, где швартуются небольшие паромные корабли, до узкого водного канала в западной части, где обычно причаливают рыбацкие лодки. У этого причала могут разместиться около 10 – 12 яхт, пришвартовавшись носом или кормой. Глубины у причала колеблются от 2.0 до 2.5 м, увеличиваясь в восточной его части. Там, где яхты бросают якорь, глубины достигают приблизительно 4 – 5 м; дно – песок и водоросли.

Яхты у главного причала

Восточная сторона главного причала
Эта часть причала находится сразу «за углом» от паромного пандуса и здесь есть достаточно места, чтобы пришвартоваться 2 – 3 яхтам (лучше носом, т.к. глубины неодинаковы и вряд ли превышают 1.5 м).

Яхты у главного, восточной стороны главного, и восточного причалов

 

Однако вам следует быть осторожным, чтобы не запутать якорь яхты с цепью других лодок, стоящих у восточного мелководного причала.

 

Яхты, стоящие в бухте, недалеко от восточного причала


Мелководный восточный причал
Эта часть начинается в углу восточного отрезка главного причала, продолжаясь на восток и север приблизительно на 100 м. Из-за мелководья здесь в основном причаливают местные маленькие суда, но в этом месте есть 20-метровый участок, который начинается у начала этого причала, где могут носом пришвартоваться 3 – 4 яхты (глубины около 1.25 м). Однако нужно быть предельно осторожным, чтобы не бросить ваш якорь поперек цепей других судов, пришвартованных у восточной части главного причала.

 

Яхты в бухте Лакки


Якорная стоянка
Стоянка в бухте подходит для всех типов яхт, за исключением тех, у которых глубокая осадка. В бухте всегда очень много движения и в том случае, если вы прибываете вечером и встаете на якорь, нужно проявить осмотрительность, чтобы избежать столкновения с другими судами. В противном же случае, вставайте в любом свободном месте: или к северу от бухты, где якорь хорошо держит песчаное дно, а глубины 3 – 4 м, или к югу, где глубины почти 6 м, а дно покрыто водорослями (хотя, бывает, придется несколько раз бросить якорь, прежде чем он надежно зацепится). Для этого достаточно выпустить где-то 20 – 25 м длины цепи, потому что иначе ваше движение по кругу скорее всего приведет к столкновению вашей лодки с другими судами. В том случае, если вы прибываете вечером, или же просто так хотите, вставайте на якорь и привязывайте судно к берегу на северо-западной стороне бухты. Здесь вы сможете избежать любой качки, которая неизбежно возникает при сильных северо-западных ветрах.  
Примечание
Ранее сообщалось, что в юго-восточной части бухты находится сток городской канализации, поэтому здесь может ощущаться неприятный запах от воды.

  

Волнорез, защищающий гавань с севера

Удобства
На причале есть доступ к водопроводному крану (воспользуйтесь длинным водяным шлангом), а также душу. В западной конце причала есть стойка с четырьмя электророзетками. Мусорные баки находятся поблизости от причала.
В Лакке несколько магазинов (2 супермаркета, мясная лавка, булочные), где можно купить продовольствие. На берегу несколько таверн, баров, кафе, среди которых особенно рекомендуют таверну «Nionios». В некоторых барах и кафе есть доступ к wi-fi. В магазинчиках или обменных конторах можно поменять деньги или чеки.
Транспорт
Такси.
Паром до расположенной на материке Парги.

Маяк (1825-1919 гг.)


Достопримечательности
* Маяк Плани, расположенный к западу от Лакки, построен англичанами в 1825 г. Разрушен землетрясением в 1913 г. и восстановлен в 1919 г. (9 м в высоту; огонь виден на расстоянии до 9 м.м.).
* Церковь Сретения Господне (Υπαπαντής; 1600 г.).

 

Бухта Лонгоса


Лонгос (39°13'.61" с.ш., 20°09'.75" в.д.)
Лонгос (Λογγός, Longos) – небольшая гавань и якорная стоянка на восточном побережье  Паксоса между Лаккой и Гайосом. В прошлом гавань служила нуждам заводика, производившего мыло с оливковым маслом. Теперь ее используют рыбачьи и туристические прогулочные суда. Очень жаль, что в Логосе нет удобной швартовки, поскольку маленькая рыбацкая деревенька очень привлекательное место, а сгрудившиеся вокруг крохотной гавани и склонов, поросших оливами, дома сверкают белоснежными стенами.
Подход
При подходе соблюдайте осторожность в отношении расположенного в полумиле к востоку чрезвычайно опасного рифа Ифалос Пакси, который может быть незаметен даже в ясную погоду.

Яхты, стоящие на восточной стороне бухты Лонгоса


Швартовка
Маленький причал обычно занят местными лодками, поэтому 2 – 3 яхты могут пришвартоваться у оконечности короткого волнореза, закрывающего гавань с южной стороны. Прежде, судя по старым фотографиям, яхты могли встать кормой и с внешней стороны волнореза, но теперь такой возможности больше нет, т.к. отсутствуют даже швартовочные кольца. Также можно встать на якорь и привязать яхту веревкой к берегу на северной стороне бухты. Глубины здесь колеблются от 3 до 4 м, а якорь надежно держат песок и водоросли.

Швартовка местных судов и яхта, стоящая у короткого волнореза


Эта привлекательная бухта, к сожалению, не дает достаточно хорошого укрытия от преобладающих северо-западных ветров и при сильном волнении стоять здесь не  слишком удобно.

Руины мыловаренного завода

Удобства
В деревне можно пополнить запасы провизии в одном из нескольких магазинчиков. Там же можно поменять деньги или чеки. Во многих магазинах теперь также можно расплатиться по банковской карте. На набережной множество таверн и баров.
Достопримечательности
* Церковь Зоодохос Пиги (1739 г.) в центре поселка на главной площади.

Ифалос Пакси (39°13'.40" с.ш., 20°10'.13" в.д.)
Ифалос Пакси (Ύφαλος Παξοί, Ifalos Paxoi) – маленький, плохо заметный даже в ясную погоду скальный риф, который находится приблизительно в полумиле к востоку от Лонгоса. В принципе есть потенциальная возможность пройти между рифом и островом, однако для этого вам потребуется предельная осторожность. В этом случае лучше выставить кого-то на носу, чтобы он мог вовремя заметить опасность. Некоторые моряки полагают, что местоположение рифа на карте указано неправильно и он находится ближе к острову Паксос.

Ифалос Панагиа (39°12'.25" с.ш., 20°14'.14" в.д.)
Ифалос Панагиа (Ύφαλος της Παναγίας, Ifalos Panayia) – риф, лежащий приблизительно в 3 км к востоку от Порта Гайос. При ветре, который гонит волны, очень бывает трудно заметить риф и мелководье вокруг него. Поэтому следует быть очень внимательным и проявлять особую осторожность для прохода мимо него. Ифалос Панагия находится к югу от Гайоса на пути к Парги. Есть мнение, что риф Ифалос Панагия находится ближе к материковой части Греции и его положение на карте указано неверно.

Общий вид на бухту Гайоса и островок Айос Николаос


Гайос (39°12'.23" с.ш., 20°11'.47" в.д.)
Гайос (Γάιος, Gaios; по гречески правильнее «Гэос») – административный центр Паксоса, названный в честь апостола от 70 – Св. Гаия Коринфянина (ученика апостола Павла), принесшего, по легенде, христианство на остров. Порт Гаойос – главная гавань Паксоса, расположенная приблизительно посередине восточного побережья острова. Бухта представляет собой естественный, вытянутый морской залив, защищенный с востока островком Айос Николаос (Αγίος Νικολάος, Св. Николая), а также искуственными волнорезами с северного и южного концов.

Бухта Гайоса во второй половине XIX века. Акварель англичанина Эдварда Лира

Гайос – популярный туристическиий курорт, который летом превращается в людской муравейник. Здесь и туристы, приезжающие на экскурсию с Керкиры и из материковой части Греции, и яхтсмены всех национальностей, среди которых особенно много итальянцев. В маленькой гавани постоянно какое-то движение: туда и сюда снуют паромы, мелкие прогулочные суда, яхты. Несмотря на это здесь всегда можно найти место, чтобы пришвартоваться у одного из нескольких причалов, или встать на якорь у островка Айос Николаос. Следует иметь в виду, что два городских причала закрыты для яхт с 10.00 до 17.00, т.к. в это время у них швартуются прогулочные суда.
Несмотря на все возможные недостатки, Гайос – очень привлекательный городок. Сидя на кубрике своей яхты, вы находитесь буквально в середине города, наблюдая, как вокруг идет суетливая жизнь города. Вы можете также потягивать свой узо, сидя на площади в компании с местными котами, выпращивающими очередную подачку (кажется, в Гайосе столько же котов, сколько туристов), и смотреть на яхты, мирно покачивающиеся в гавани.

Островок Панагия. Вид с северо-востока

Подход
При подходе с севера вход в бухту трудно увидеть. Лишь покажутся дома и высокие дымоходы Лонгоса, а на островке Панагия (Παναγία) окруженный белой стеной маяк, вы увидете вход в северный пролив.
При подходе с юга сначала заметите маяк на Андипаксосе, а ближе к Гайосу – несколько больших расположенных к югу от города белых вилл и маяк на островке Панагия. Только тогда покажутся портовые сооружения Гайоса.
Если вы хотите остановиться здесь в разгар лета, в июле, то лучше всего приплыть сюда сразу после полудня.
Ночью ориентируйтесь на огонь на Андипаксосе (Fl.WR.6sl2/9M) и на островке Панагия (Fl.WR.5sl0/8M). Огни свеверного пролива Fl.R.3s3M и Fl.G.3s3M; на повороте пролива –  Fl.R.2s3M. Огни северного конца причала: F.G.3M. Огни южного входа: Fl.G.2s3M и F.R.2M. Однако не всегда можно полагаться на огни.
Непосредственно в саму гавань есть два входа: северный и южный. При входе с севера вы проходите островок Панагия, оставляете по правому борту порт и паромный причал, прежде чем, обойдя островок Айос Николаос, поворачиваете на юг в саму гавань. Глубины в начале северного входа достигают 6 – 10 м, в самом канале колеблются от 3.5 до 4 м. В случае с южным входом в бухту вы проходите между двух коротких волнорезов, прикрывающих гавань с востока. Многие яхты предпочитают северный вход, т.к. здесь менше ощущается волнения, а глубины у южного входа едва ли превышают 2 – 2.5 м. 

Причал паромных судов у северного входа в бухту Гайоса

 
Опасности
* При подходе с востока стоит проявить осторожность при проходе мимо Ифалос Панагия.
* При северном подходе самая большая опасность состоит в постоянно следующих в гавань и из гавани паромных и прогулочных судов, особенно во временном промежутке с 15 до 17 часов. На северном входе в гавань после первых 500 м следует  проявить осторожность в отношении слепого поворота канала (90°), в том месте, где нет возможности увидеть, кто идет вам навстречу. Опытный шкипер идет со скоростью не более 2 – 3 узлов, заметно отклоняясь на правый борт при подходе к повороту канала. На случай непредвиденной ситуации желательно иметь в запасе свисток или противотуманный гудок.
* На южном входе глубины не превышают 2 м. Кроме того, совершенно нет места для маневра, так что лучше подождать, пока путь не освободится. На обеих сторонах южного канала мелководье.

У южного входа в гавань Гайоса установлена статуя национального героя Греции, Георгиоса Анемоянниса, уроженца Паксоса. На табличке написано: «Герои погибают первыми» (Οι Ήρωες πεθαίνουν πρώτοι!). Анемояннис изображен с факелом в руке. 10 июня 1821 г. он пытался с помощью брандера поджечь турецкие корабли в гавани Навпакта. Турки поймали Георгиоса и сожгли живьем

Швартовка
Общая протяженность городских причалов порта Гайос более 1000 метров. При входе в северный пролива они начинаются по правому борту сразу за недавно построенным паромным причалом и тянутся вдоль той же стороны пролива вплоть до волнореза на южном входе в гавань. Глубины почти у всех причалов колеблются от 2.5 до 3 м, за исключением последних 150 м той секции, которая находится  между зданием ATE банка и южным входом в гавань (глубины здесь едва дотягивают до 1.5 м), а также секции Западного причала, которая находится прямо напротив ведущих на вершину островка Айос Николаос ступеней в самой узкой части пролива (она обычно плотно заполнена маленькими рыболовными суденышками). Еще одним местом, где глубины составляют чуть более 2 м, является Южный причал.
Бухта дает хорошее укрытие от господствующих летних ветров. Однако при сильном южном и юго-восточном ветре ощущается качка в южной части бухты. В этом случае яхту следует перевести к швартовочной стене в северном проливе.

Западный и южный причалы


Северный причал
Новейший 100-метровый отрезок причала начинается от пункта швартовки паромов в начале северного входа в пролив и тянется вплоть до места причаливания маломерных судов, а затем продолжается вокруг крутого поворота. У этого причала, где глубины около 2.5 м, могут встать от 20 до 25 яхт, пришвартовавшись носом или кормой, бросив якорь в проливе. Глубины в проливе достигают 6 – 8 м. Дно – ил и водоросли, которые хорошо держат якорь.
Западный причал
Эта 100-метровая секция причала начинается у крутого поворота и приходится на самую узкую часть пролива, где швартуются только очень маленькие рыбачьи лодки. Учтите, что с 10.00 до 17.00 первые 50 м причала (секция X) зарезервированы для прогулочных судов. Следующие 50 м (чуть к северу места, где причаливают морские такси) свободны для швартовки в любое время. Здесь могут встать от 8 до 10 яхт на глубинах от 2.5 до 3 м. Дно илистое, надежно держит якорь, хотя не стоит слишком выпускать цепь (25 м достаточно), иначе якорные цепи прогулочных судов (а после 17.00 – других яхт), использующих секцию X, могут случайно намататься на вашу. В случае, если утром ваша яхта задержалась и не отправилась до 10.00 утра, то вам придется ждать 17.00, когда прогулочное судно, преградившее вам выход, уйдет.

Южный причал


Южный причал
Эта секция начинается сразу за городской прощадью – места прибытия морских такси – и тянется вдоль всей набережной до южного входа в гавань. Эти последние 150 м – довольно мелководны и обычно заняты маленькими рыболовецкими судами. Помните, что первые 60 м или немного больше зарезервированы для прогулочных судов с 10.00 до 17.00 часов.
Следующая 60-метровая секция свободна для швартовки в любое время. Здесь могут встать 12 – 14 яхт на глубинах до 2-х м. Однако и в этом случае не следует выпускать более 25 м якорной цепи, чтобы она не перепуталась с цепями прогулочных судов, швартующихся у северного конца причала. Если вы решили уйти из гавани, то рекомендуется ранний старт (до 10.00 утра), чтобы прогулочные суда не преградили вам выход.

Яхты, стоящие в северном проливе между Северным причалом и островком Айос Николаос


Якорые стоянки
Лучшей якорной стоянкой считают южную сторону северного пролива, напротив Северного причала, где глубины от 6 до 8 м. Однако следует проявить осторожность, чтобы ваша якорная цепь на перепуталась с цепями яхт и судов, стоящих у Северного причала. Вашу яхту следует привязать длинной веревкой к камням островка Айос Николаос. Также, с учетом направления ветра, можно бросить якорь у волнореза, который находится между островками Айос Николаос и Панагия. Глубины достигают 5 – 8 м, дно – песок и водоросли, которые надежно держат якорь. Наконец, при господствующих северо-западных ветрах можно выбрать хорошую стоянку на юго-восточной стороне островка Айос Николаос, чуть к северу от южного входа в гавань. Глубины здесь колеблются от 6 до 10 м; дно – песок и водоросли, а также камни.
Администрация
Портовая полиция и таможня. Ежедневная плата за ночь, взимаемая каждый вечер представителями портовой полиции, в 2012 г. составляла €1.5 за метр. 
Удобства
Топливо и воду подвозят минитанкеры с 8.00 до 11.00 утра. С развитием массового туризма и инфраструктуры источники воды на острове ограничены. Есть несколько точек доступа к воде: 3 – на Северном приале, 1 – на Западном. Там же есть точки доступа к электроэнергии. Для получения доступа к воде и электричеству необходимо получить электронный ключ – это можно сделать или в кафе «Deep Blue» на Западном причале, или в отделе портовой полиции, расположенном в 100 м к северу от кафе. Для получения ключа необходимо оставить залог в €10 + €8 за доступ к воде и электричеству. Мусорные баки у каждого причала. 
Продовольствие можно найти в двух небольших супермаркетах, расположенных на набережной. Две булочных-пекарни.
Многочисленные таверны, кафе и бары, расположенных на набережной. Рекомендуют таверны – «Mambo», «Pan and Theo» у южного причала. Дешевая, но вкусая еда в «George’s Corner» – на юго-западном углу главной площади. Расплатиться можно по банковской карте. В большинстве таверн и кафе есть доступ к wi-fi.
Банк и банкоматы; общественный телефон; аренда мотоциклов. Паромы в материковую часть Греции (Патрас, Парга, Игуменица), и на Керкиру.
Достопримечательности
* Исторический музей Паксоса (с 1996 г.)
* Церковь Вознесения Богородицы от бывшего монастыря на островке Панагия. Праздник 15 мая.

Церковь и маяк на островке Панагия


* Маяк на островке Панагия: построен англичанами в 1825 г. (реконструирован в 1982 г.).
* Церковь Св. Николая и руины венецианской крепости на островке Айос Николаос (разрешение на посещение можно взять в городском совете).
* Церковь Св. Апостолов (позади автобусной остановки).
* Музей производства оливкового масла (Olive Press Museum), расположенный на дороге между Гаойсом и Лаккой, рядом с деревней Магазия. В музее можно понаблюдать за процессом изготовления оливкого масла на примере давильни (1865 г.).
* Церковь и цистерна Св. Апостолов в деревни Бикатика (Boikatika), рядом с Магазией.
* Деревня Озиас, где сохранились руины двух церквей VI в. – Св. Марины и Св. Стефана.
* Ветряная мельница Лесьянити, признаная историческим наследием, согласно постановлению Министерства культуры и спорта Греции.
* Церковь и цистерна Элеусы в деревне Влахопулатика.
* Церковь и цистерна Св. Анаргири.

Бухта Монгониси. Вдалеке виднеется Андипаксос

Монгониси (39°11'.1" с.ш., 20°12'.4" в.д.)
Монгониси (Μογγονήσι, Mongonísi) – естественная глубокая бухточка, которая находится в нескольких милях к юго-востоку от Гайоса (5 км) на южной оконечности Паксоса, к северо-западу от островка Калцониси. Монгониси – небольшой остров, который теперь соединен с Паксосом дамбой и дорогой, по которой доставляются продукты для двух-трех домов и таверны на острове. Бухта Монгониси является надежным укрытием от господствующих ветров, хотя при сильном северо-западном бризе западная сторона стоянки может быть очень неудобной. Некоторая качка ощущается при северо-восточном ветре.

Яхты у южного причала в Монгониси


Подход и стоянка
Вход в бухту очень трудно заметить издалека. В бухте можно или пришвартоваться у причала на северо-восточной, или встать на якорь в середине бухты на глубинах 5 – 8 м. Обычно здесь достаточно места для 10 – 15 яхт. Дно – песок и водоросли, которые хорошо держат якорь. У главного северного причала (где стоит указатель таверны «Pan and Theo») могут разместиться до 10 – 12 яхт, причалив носом (глубины у причала около 1.5 м, понижающиеся в сторону бухты до 2.5 м). У южного причала обычно швартуются маломерные суда. Глубины здесь едва дотягивают до 1 м, так что этот причал совершенно не подходит для яхт. Также есть возможность встать (опять носом) у другого южного причала, который находится за пределами бывшего рынка Carnayo, где могут втиснутся до 6 – 8 яхт (глубины у причала до 1.5 м, дальше – до 2.5 м). Этот причал оборудован швартовочными кольцами. Большинство яхт, однако, предпочитают вставать на якорь на глубинах 5 – 8 м, привязав судно длинной веревкой к берегу. Одновременно таким образом может встать до 20 – 25 яхт. Дно – песок и водоросли, однако, возможно, у вас не получится с первого раза закрепить якорь.
Удобства
Таверны и бары на берегу. Рекомендуется у посещению таверна «Pan and Theo» рядом с южным причалом.
Транспорт
Каждый день до Гайоса ходит скоростной паром.

Руины церкви Аийа Марина на берегу гавани


Достопримечательности
* Руины церкви на островке Монгониси.

* Руины церкви Айия Марина на берегу бухты Монгониси.

Вид на Калцониси с острова Монгониси

Калцониси (39°10'.85" с.ш., 20°12'.45" в.д)
Калцониси (Καλτσονήσι, Kaltsonísi) – маленький, почти круглый по форме островок к востоку от  Монгониси, отделенный от него узким проливом. Этот пролив не превышает 20 – 25 м в ширину, поэтому он подходит для небольших и среднего размера яхт. Глубины от 3 до 5 м, дно – песок и камни. Калцониси – это привлекательная временая стоянка, где можно поплавать в кристально прозрачной воде. Не исключено, что в настоящее время выход на остров запрещен, т.к. в 2011 г. он был продан турецкому бизнесмену с Кипра.

Яхта в проливе между Монгониси и Калцониси

Достопримечательности

* Церковь на берегу пролива, отделяющего Калцониси от Монгониси.

Церковь Калцониси

Остров Андипаксос

Андипаксос (39°13'.40" с.ш., 20°10'.13" в.д.)
Андипаксос (Αντίπαξος или Πρόπαξος, Antipaxos / Propaxos), расположенный в 2 милях к югу от Паксоса, площадью 5
км2, населяет около 100 чел. В начале XIX века на остров прибыли греки-сулиоты из Эпира, переселившиеся на Паксос и Андипаксос в 1803 г. после того, как их места обитания были опустошены турками. Андипаксос известен своими винами, поэтому его даже называют «Виноградным островом». Среди красных вин рекомендуют «Fidias» и «Petrokoryntho»; среди белых – «Adamis». Около острова есть несколько привлекательных яхтенных стоянок, но они безопасны только в тихую погоду. У южной оконечности Андипаксоса расположено несколько крохотных островков: Даскалия, Плака, Псилос, Трипитос и др.

Яхты и катамараны в бухте Андипаксоса


Подход и стоянки
На северо-восточной стороне острова находятся две бухты, которые очень популярны как дневные стоянки. Подходите к побережье с осторожностью, т.к. здесь множество выступающих из воды рифов. Северная бухта известна как Изумрудная, а другая как Аграпидия. Вставайте, где удобно. Когда дуют северо-западные ветра, стоянка может оказаться не слишком комфортабельной.
Еще одна совсем крошечная бухточка (39°09'.3" с.ш., 19°55'.2" в.д.), но она уж очень мала для большинства яхт и обычно заполнена местными судами.

Вторая бухта Андипаксоса пользуется популярностью среди владельцев яхт


Многочисленные прогулочные суда приходят и уходят в Паксос, но после того, как схлынут толпы туристов, это очень тихое местечко.
Опасности
Следует проявлять осторожность у побережья Андипаксоса в отношении подводных и едва выступающих над водой рифов, особенно у южной части острова. Яхтам рекомендуется держаться на приличном расстоянии от островка Даскалия, лежащим рядом с южной оконечностью острова.

Скалистый островок Даскалия


Удобства
В летний период в северо-восточных бухтах открыто несколько таверн. В Вутуми рекомендуют посетить таверну «Bella Vista», откуда открывается прекрасный вид на окрестности.
Транспорт
Добраться до Андипаксоса можно как на морском такси из Лакки, Гайоса и Лонгоса, так и на более дешевом пароме, регулярно отправляющемся по утрам из Гайоса (время в пути около 20 мин.).
Достопримечательности
* 10.9-метровый маяк на мысе Оврос на юго-восточной оконечности острова.

Маяк на южной оконечности Андипаксоса

Интересно...

Фок — Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте парусного судна или косой треугольный парус,...