На главную
Написать нам
Карта сайта

Побережье Эпира от Пагании до Превезы

Материковое побережье Эпира от Пагании до Превезы

 

Албанско-греческая граница: Фтелия и Гирьи


Прямо напротив Керкиры на материковой части Балканского полуострова на высоту до тысячи метров поднимаются Акрокеранские горы, тянущиеся вдоль побережья Албании и Эпира. Эпир (Ήπειρος) – одна из областей (периферий) на северо-западе Греции, состоящая из 4-х номов. Эпирское побережье входит в ном Теспротия (Θεσπρωτία).
Береговая линия очень изрезанная – много хороших гаваней и стоянок, причем некоторые из них достаточно удалены от популярных туристических центров.

Подход к бухет Фтелия. Рыболовцкие садки. Прямо слева островок Тонго, принадлежащий уже Албании 

Фтелиа (39°40'.60" с.ш., 20°01'.00" в.д.)
Рядом с албанской границей находится бухта Фтелиа (Φτελιά, Ftelias). Это красивая глубокая бухта, вход в которую закрыт закрыт мысом Фтелия. При подходе с юга не стоит слишком приближаться к берегу, где расположены садки рыболовецкого хозяйства. Оставив по левую сторону албанский островок Тонго (Ishulli i Tongos алб.), огибаете мыс, где находится ряд построек фермы, входите в буху, обращая внимание на рыболовецкие садки, расположенные ближе к северному побережью пролива. Хорошие глубины на входе в бухту, которые постепенно уменьшаются до 10 м вблизи хозяйственных построек фермы и до 3 м около южного изгиба бухты. Можно встать в любом подходящем месте; дно илистое. Никаких удобств.
Примечание
По-видимому, вход в эту бухту может быть ограничен, так как она находится в непосредственной близи от границы с Албанией. 

Залив и бухта Фтелии


Пагания (39°39'.50" с.ш., 20°6'.5" в.д.)

Пагания (Παγανιά, Paganiá) – деревня в несколько домов – идилический уголок, мало посещаемый яхтами и вообще кем-либо, расположенный недалеко от албанской границы. Рыболовецкое хозяйство на северо-восточной стороне бухты.

Мыс Пагания


Подход
При подходе с юга бухта не видна, т.к. она полностью закрыта мысом Пагания. Вход в бухту находится на северо-западе. Вблизи мыса и в проливе, ведущем в бухту поставлены садки рыболовецкого хозяйства, поэтому нужно соблюдать предельную осторожность.

Примечание
Не исключено, что доступ в эту бухту вообще закрыт из-за близости албанской границы.

Бухта Пагании


Швартовка
Встать на якорь можно в юго-западном или в юго-восточном углу бухты. Дно – ил и водоросли – хорошо держат якорь; глубины от 2 до 3 м. Бухта является надежным укрытием от всех ветров.

Удобства
Туристическая отрасль здесь не развита, поэтому никаких удобств вы не найдете. В лучшем случае, сможете купить в ближайшем к бухте хозяйстве элементарный набор продуктов.

 

Вид на гавань Скала Саяда



Саяда (39°37'.28" с.ш., 20°10'.53" в.д.)

Саяда (Σκάλα Σαγιάδας, Skala Sagiáda / Sayiadha) – маленькая деревня, расположенная на берегу одноименного залива. В деревне, общей площадью 87.8 км2, проживает около 2.5 тыс. чел. В конце августа в гавани проходит ежегодный рыбный фестиваль.
К югу от Саяды – заболоченное побережье и старое устье реки Калама (в древности – Тиамис).

Старое устье реки Каламы – античного Тиамис


История
Саяда исторически связана как с ближайшим островом Керкирой, так и с Эпиром. В античности здешние территории населяли племена феспротов, объединившиеся вместе с другими племенами в Эпирский союз (IV – середина II в. до н.э.). Столицей Феспротии была Гитана (Γίτανα), расположенна в 16 км от побережья. Во 167 г. до н.э. Феспротия попала под власть Рима. С этого времени через удобную гавань Саяды шла активная торговля: в эпоху Римской империи отсюда вывозили с/х продукты, рыбу и соль. В XIV в. Саяда перешла из рук Византии к Анжуйской династии, а потом к Венецианской республике. В 1479 г., после нескольких лет войны между венецианцами и турками, территория перешла под контроль Османской империи. Турки построили небольшую гавань Скалома Сагиадас (Σκάλωμα Σαγιάδας). В 1864 г., после войны за независимость, Саяда и ближайшие территории вошли в состав Греции.

Экономика
С/х, животноводство, рыболовство – разведение и выращивание таких видов рыб, как дорада и сибас. 

Подход
Уже на расстоянии и ближе к гавани видны дома маленькой деревушки. Входить в маленькую гавань надо с юга. Примите к сведению, что вход в гавань – узкий. 

Яхточки в гавани Саяды


Швартовка
Встать в этой гавани могут только яхты с малой осадкой: глубины от 1.8 до 2 м. Лучше всего швартоваться у стенки внешнего западного волнореза, поскольку в других местах трудно надежно закрепить ваше судно якорем. Следует проявлять осторожность в отношении мелководного участка в середине гавани. Яхта может встать у стенки рядом с входом в гавань, где также есть достаточное укрытие от преобладающего ветра. Гавань дает надежное укрытие ото всех ветров.

Удобства
Доступ к воде находится около причала. В деревне несколько магазинов, где можно пополнить запасы продовольствия). На побережье открыты таверны и бары. Рекомендуются к посещению: таверны «Алекси» и «Скалома», где подают свежеловленную рыбу и креветок, запеченных на гриле.
В Саяде действует медицинский центр глинотерапии.

Одна из церквей Старой Саяды


Достопримечательности
* Старая Саяда – традиционная греческая деревня с церквями, мощеными камнем улицами, площадками для молотьбы, домами, представляющими архитектурный интерес.

Античный театр в Гитане

* Археологический памятник – город Гитана (крепостные стены, театр на 5 тыс. зрителей, рынок, храмы, дома, пританей с мозаичным полом).
* Археологический памятник – город Мастилица VI – I вв. до н.э. (в 3 км к югу от Саяды) – руины храма, крепостных стен, огромной римской виллы (II в. до н.э. – середина III в.).

Стровили, где в середине XV в. венецианцы возвели замок для распространения своего влияние на ближайшую к Корфу материковую часть Греции

* Венецианский замок Стровили (середина XV в.) на мысу к северу от Саяды.
* Средневековая башня Саядас (в районе солеразработок).
* Монастырь в Гиромери.
* Монастырь в Рагио. 

 

Слева-направо: бухта Саяды, старое устье Каламы, современное устье Каламы, бухта Валту, островок Прасуди

 

Валту (39°31'.35" с.ш., 20°10'.12" в.д.)

Валту (Ορμίσκος Βάλτου, Ormiskos Valtou) – пустынная бухта к северо-западу от Игуменицы. Вход в бухту находится на западе. К северу находится устье реки Калама (Тиамис), вокруг которого множество мелей, которые уходят на 2 мили от берега; к югу – островок, который, с одной стороны, соединен искуственной дорогой, идущей в направлении север-запад, а с другой – узкой косой, тянущейся к юго-востоку.

Некоторые историки считают, что именно здесь, а не у современных островов Сивота, произошло в 433 г. до н.э. знаменитое морское сражение между коринфянами с одной стороны и объединенным флотом керкирян и афинян с другой. Исход битвы был половинчатый: каждый из соперников счел себя победителем. Но это сражение в конце концов привело к началу кровавой Пелопоннесской войны (433 – 403 гг. до н.э.).

 

Пустынная бухта Валту

Оставив по правому бухту островной мыс Ак-Ватаца и миновав рыболовные садки, идите во вторую или третью южные части бухты, где можно встать на  глубинах 3 – 5 м, дно – песок и водоросли. Бухта дает надежное укрытие от господствующих ветров и любого волнения.

Яхты у входа в бухту Валту

 

Вид на Игуменицу с северо-запада

 

 Игуменица (39°30'.14" с.ш., 20°15'.56" в.д.)

Игуменица (Ηγουμενίτσα, Igoumenitsa) – административная столица нома Теспротия, второй самый большой торговый и пассажирский порт после Пирея. Город общей площадью 80.8 км2 населяет 17.902 чел.  
Окруженная горами Игуменица расположена по берегам большой бухты, где ее центральная и юго-восточная часть отданы под паромные причалы и терминалы. Этот делает бухту не самым привлекательным местом для стоянки яхт. С другой стороны, бухта очень вместительная и поэтому яхты всегда могут найти подходящее место.

Бухта Игуменицы на карте Винченцо Коронелли (1687 г.)


История
Начало освоению территория Игуменицы положили римляне, аннексировавшие во II в. до н.э Феспротию. Через какое-то время здесь возникло поселение Ладохори (Λαδοχωρι), а вокруг него еще несколько. Все они серьезно пострадали в результате нашествия остготов, вандалов и славян (V – VII вв.). В XIV в. побережье Эпира захватили венецианцы, построившие на ближайшем господствующем холме крепость. Она просуществовала до 1685 г., когда венецианцы, не желая оставлять ее туркам, разрушили укрепления, переселив население и вывезя все пушки на Корфу. Турки использовали бухту для стоянки своих кораблей. В конце XVII века в итальянских источниках она стала называться как «Порто делле Гоменице» (Porto delle Gomenizze). В 1909 г. турки переменовали поселение в Решадие (Reşadiye). После Балканских войн (1913 г.) оно носило название Грава (Γράβα), а в 1938 г. переименовано в Игуменицу. Сильно разрушенный во время Второй мировой войны город был фактически выстроен заново. В 1960 г. были проведены донноуглубительные работы, позволившие открыть паромное сообщение с Керкирой и итальянскими городами, расположенными на побережье Адриатического моря.

Островок Прасуди. Согласно древней легенде, это один из камней, брошенных ослепленным циклопом Полифемом в корабль Одиссея


  Подход
Подходы и вход в бухту легко установить по частому паромному движению в обоих направлениях. Приближаясь к бухте с запада можно уже издали заметить островок Прасуди, расположенный ближе к северному побережью и входу в бухту Валту. Непосредственно перед входом к бухту, вблизи от южного побережья, можно заметить маленький островочек Ай Дионисиос. На севере в море выдается мыс Дрепано. Город Игуменица находится в самом конце бухты. Три пары буйков четко отмечают проход в бухту.



Ак-Кондрамурто и островок Ай Дионисиос: вид из бухты Игуменицы

В ночное время ориентируйтесь на огонь, горящий на островке Прасуди (Fl(2)9s8M) и огонь на южной стороне входа на Ак-Кондрамурто (F1.3s5M). Буйки, маркирующие вход в бухту – Q.G/Q.R, а на пирсе Игуменицы горит огонь 2F.R(vert)5M.

Мыс Дрепано


Швартовка
Бухта дает хорошее укрытие от господствующих ветров, однако при сильном северо-западном ветре следует перейти в северную часть бухты. Можно встать кормой, носом или вдоль причала. Дно – ил, который надежно держит якорь. К северу от старой гавани Игуменицы есть маленькая рыболовецкая гавань, но она обычно заполнена местными судами и глубины там колеблются от 1 до 2 м.

Панорама Игуменицы с юга: на переднем плане паромный причал и пассажирские терминалы


Стоянка
Яхты могут вставать в северном конце бухты, дающей надежное укрытие от преобладающих ветров. Сообщают, что хорошее укрытие можно найти вблизи островка Ай Дионисиос, перед входом в бухту. В спокойную погоду яхты обычно встают в южной части бухты Игуменицы.

Причалы старой гавани Игуменицы


Администрация
Офис администрации порта: +30 26650 22 240
Портовая полиция и таможня.

Удобства
Доступ к пресной воде, топливу можно найти у причала. Многочисленные магазины, таверны, рестораны, кафе, забегаловки фаст-фуда.  Почта, OTE, банки. Больница (+30 26650 24 420).
 
Транспорт
Паромы всех линий (Hellenic Mediterranean Lines, Superfast Ferries, ANEK Lines), которые перевозят грузы, машины, туристов, обязательно, перед пересечением Адриатического моря в Италию (Бриндизи, Анкона, Бари, Венеция и др.) и на обратном пути в Грецию (Патры, Афины, ), делают остановку в Игуменице.
Современная скоростная дорога Эгнатия (670 км) – часть европейской автомагистрали E90 – начинается в Игуменице и, пересекая северные греческие области Эпир, Македонию, Фракию, доходит до границы с Турцией, продолжаясь как автомагистраль D 110.
Автобусное сообщение с Иоаннией, Афинами и другими греческими городами.

 

Руины венецианской крепости


Достопримечательности
* Археологический музей.
* Крепость (XVII в.).

 


 Гавань Платарии: вид с севера

Платариа (39°27'.17" с.ш., 20°16'.32" в.д.)

Платариа (Πλαταριά, Platarias) – маленький поселок, расположенный в 3 м.м. к юго-востоку от Игуменицы и в 3 м.м. к северо-востоку от Муртоса. Платария появилась относительно недавно, когда жители ближайших горных районов переселились к заливу Платария, построив здесь свои дома и рыболовецкую гавань. Платария – скромный курорт с красивыми песчаными пляжами.
Гавань состоит из городского причала, а также примыкающей к нему несколько внешней гавани большего размера (прямо к северо-западу), которую окружают длинный изгибающийся волнорез и короткий причал, идущий в юго-западном направлении от берега. В самой бухте, за пределами гавани, напротив длинных песчаных пляжей, также существует якорная стоянка. В гавани обычно останавливаются многие транзитные яхты, идущие через Керкирский пролив, однако в разгар сезона и на выходных здесь иногда трудно найти место, так как все пространство занято чартерными яхтами компаний «Top Deck» и «Sailing Holidays».

Подход
Следует обратить внимание на мелководный участок в 250 м к северу от гавани.

Внутренняя и внешняя части гавани Платарии


 Швартовка
Гавань дает надежную защиту от господствующих северо-западных ветров, хотя иногда они задувают в бухту и вызывают небольшое волнение.
Большую часть гавани, огражденную волнорезом, занимают местные суда и яхты, поставленные на мертвый якорь для осмотра. Поэтому только треть площади внешней гавани доступно для путешествующих яхт. Следует, однако, учитывать, что при сильных северо-западных ветрах или низком атмосферном давлении, эта часть внешнего волнореза бывает подтоплена, ибо стенка недостаточно высокая. Ваше судно может встать носом или кормой к причалу, бросив якорь, где есть место. Конец волнореза используется рыболовецкими судами и поэтому там швартоваться не рекомендуется. Привязывайте в вашу яхту к швартовым тумбам или кольцам. Глубины у причала – от 3 до 4 м, дно – ил, поэтому иногда требуется несколько попыток, чтобы якорь надежно зацепился. 
 

Городской причал

При наличии места путешествующие яхты также могут встать носом или кормой у городского причала прямо напротив главной набережной, закрепив судно якорем. Привяжите судно к швартовочным тумбам или большим вертлюжным серьгам, сцепленным в тяжелую цепь, натянутую вдоль всего причала и прикрученную к тумбам. Глубины у причала около 4-х м (а не 2.0, как показано в некоторых штурманских руководствах), так что вы можете бросить якорь на таких же глубинах. Учитывайте, что якорь здесь цепляется не очень хорошо (особенно плуговый тип якоря, такокй как CQR и Delta), поэтому нужно предпринять несколько попыток, чтобы он прошел сквозь ил и зацепился за дно. Раз в день кто-нибудь из администрации гавани приходит и спрашивает название яхты, ее длину, национальную принадлежность, официальный регистрационный номер (хотя это случается обычно только в разгар сезона).
Примечание
Южная часть городского причала внутри короткого пирса обычно используется паромными судами, поэтому вставать здесь не рекомендуется.

Удобства
Топливо может подвезти минитанкер. Доступ к пресной воде и электроэнергии на причале (но не у городского причала). Баки для мусора – у начала длинного волнореза и в северной части городского причала.
Магазины в поселке, где можно купить продовольствие: два средних супермаркета, овощная, мясная, хлебная лавки. Таверны и бары на набережной: таверны «Olgas», «Euphoria», кафе-бар «Dream». Хорошие таверны расположены поблизости пляжа. Доступ к wifi есть в некоторых кафе, например, в Centro Café.

Транспорт
От Платарии ходит автобус до Игуменицы (12 км), Янины (70 км), Афин (500 км). Также действует паромное сообщение с Молосом – маленькой гаванью вблизи Лефкимми в южной части острова Керкира.

 

На подходах к Сивоте
 

Сивота и ближайшие острова
К юго-западу от залива Платариа на берегу небольшого залива лежит деревня Сивота и одноименные острова (Сивота, Айос Николаос, Мавро Орос).

Панорама островов Сивоты: Айос Николаос, Сивота, Мавро Орос

 

Панорама Сивоты. Вид на городской причал, марину и Монастырскую бухту


Сивота (39°24'.37" с.ш., 20°13'.58" в.д.)

Сивота (Σύβοτα, Syvota) – маленькая деревня (около 1 тыс. чел.) с рыболовецкой гаванью, расположенная в 3-х м.м. от Платарии и 6 м.м. от Игуменицы, и лежащая прямо напротив юго-восточного побережья Керкиры.
Холмы, окружающие бухту, покрыты густой зеленью, отражаясь в изумрудном море, создают поистине идиллический пейзаж. Два живописных острова и прекрасные песчаные и галечные пляжи привлекают в это некогда спокойное, тихое местечко толпы туристов. В разгар сезона здесь становится очень шумно и суетливо: прибывают и отправляются круизные и чартерные яхты, снуют рыбацкие лодки, и даже ночью допоздна играет громкая музыка. Кроме того, по отзывам, пейзаж испорчен нагромождением уродливых гостиничных комплексов, возведенных из железобетона.

История
Название как бы говорит за то, что здесь в 433 г. до н.э. произошло морское сражение между Коринфом и Керкирой, послужившее поводом к началу Пелопоннесской войны. Однако многие историки сомневаются в этом, считая, что географически сражение разыгралось у бывших, теперь соединенных с материком островов между бухтой Валту и Игуменицей. В IV – II вв. окрестные территории Феспротии входили в Эпирский союз, затем принадлежали Риму и Византии. После IV Крестового похода (1204 г.) Феспротия стала частью Эпирского, а позже Сербского царства, пока в 1479 г. не была завоевана Османской Турцией. В этот период деревня называлась Волия (Βώλια), а также Муртос (Μούρτος). В 1944 г. отсюда за коллаборационизм с немцами были депортированы албанцы-чамы, а в 1959 г. деревня была переимнована в Сивоту в честь знаменитого сражения, которое, как тогда считали, произошло около этих островов.

Вид из Монастырской бухты на пролив и остров Айос Николаос

Подход
Для подхода к Сивоте нет никаких видимых препятствий: приближаясь с севера или юга всегда вашем ориентиром будет служить маяк, горящий на самом западном острове Сивота. Следует подходить к гавани Сивоты между ближайшим островом Айос Николаос и материковой частью, так как проливы между островами довольно мелководны.
В ночное время суток горит только маяк на острове Сивота (Fl(3)20sl2M) и огонь F1.R.3M на конце пирса в деревне Сивота. Если вы идете этим маршрутом впервые, то не стоит рисковать и лучше выбрать для подхода светлое время суток.

Опасности
* Не стоит проходить между островами Сивота и Айос Николаос, т.к. на южном конце в пролива путь преграждает риф.
* Глубины в проходе между материком и островами не превышают 2 м (см. план). Самая глубокая часть отмели находится приблизительно в одной трети расстояния от острова Айос Николаос.
* При подходе с юга держитесь восточной стороны пролива, чтобы не натолкнуться на  риф, который идет от острова Сивота. Волны разбиваются о скалы рифа.

Швартовка
Маленькую гавань Сивоты обычно занимают местные рыболовные суда и яхта, тогда как городский причал, особенно в разгар сезона и по выходным, оккупируют чартерные и круизные яхты, и там бывает трудно найти свободное место. В гавани находится маленькая марина, половина которой занята местными судами и яхтами, поставленными на временное сохранение; во второй же половине могут встать путешествующие яхты. В марине можно найти средства для швартовки (кольца), однако яхтам все равно следует использовать свои якоря. Поблизости от гавани около островов имеется несколько привлекательных якорных стоянок, дающих хорошее укрытие от господствующих ветров.

Городской причал

1) Городской причал
300-метровый городской причал Сивоты идет вдоль всей набережной. Северная треть причала занята местными рыболовными судами, оставшееся место свободно для швартовки яхт, которые могут вставать носом или кормой, используя якорь. Глубины у причала начинаются от 2-х м на северном стороне, достигая 2.25 м на южном конце, где построен короткий наклонный пандус для паромных судов. Причал продолжается дальше в южном направлении сразу за местом швартовки паромов, где глубины постепенно доходят до 3 м, так что здесь уже могут вставать яхты с большей осадкой. Недалеко от причала глубины колеблются в пределах 2.5 м, так что здесь может встать большинство яхт. Причал снабжен швартовочными тумбами и кольцами; под каменными скамьями, стоящими около причала, расположены электроточки.
Швартовка у причала в основном защищает от господствующих северо-западных ветров, однако при прямом ветре здесь возникает качка и стоять оказывается неудобно и даже невозможно. Определенный ущерб судам могут нанести также и волны, которые возникают от движения паромов. В редких случаях можно пришвартоваться у чартерного понтона под защитой широкого волнореза, если он не занят кораблями компании «Neilson». В этом случае – это лучшее убежище. Поэтому, прежде чем швартоваться, наведите справки.

 

Марина Сивоты

Марина
Марина Сивоты после многих лет пыльного и незаконченного памятника в честь разочарованных надежд наконец-то почти достроена. Причальные плиты положены и швартовочные элементы поставлены вдоль северной и западной частей марины, хотя только два или три таких элемента установлены на южной стороне. Глубины в пределах марины составляют от 3.5 до 3.75 м. Самое подходящее место для швартовки яхты находится в конце западной сторон, где может одновременно встать до 10 яхт, привязав их к причальным концам (и даже большее число судов, если в северо-западном углу в этот момент не будет находиться паром). На сентябрь 2012 г. на южной стороне марины есть только три  причальных конца – и все очень короткие, так что они подходят для лишь сравнительно маленьких яхт. В случае же, если в конце западной стороны марины не будет места, вставайте, используя якорь, на одном из подходящих участков у южной стороны. Причальные концы и здесь тоже короткие, приклепленные к швартовочным плитам, так что спокойно бросайте якорь в середине марины. Дно – ил и водоросли, которые хорошо держат судно.
Наконец, можно также встать вдоль у конца южного причала, если он только не занят рыбацкой или гостиничной лодкой, а также вдоль короткого выступающего причала за пределами волнореза марины (этот вариант можно рассматривать только в том случае, если погода спокойная), где глубины составляют до 3 м.
Вокруг марины есть точки доступа к воде и электроэнергии – чтобы их получить, нужно обратиться служащему марины: плата составляет €5 в днеь (или €10 за воду и электроэнергию).
Марина обеспечивает лучше защиту, чем швартовка у городского причала, хотя и здесь иногда бывает неудобно стоять, когда от городского причала идет волна при сильных северо-западных ветрах.

 

Яхты, стоящие у причала в Монастырской бухте


2) Монастырская бухта
В полумили к северо-западу от гавани Сивоты находится бухточка с пляжем, таверной и большим комплексом для отдыха и развлечений «Torre E Mare». Можно встать на глубинах 5 – 6 м в любом месте. Дно – ил, песок, водоросли, которые хорошо держат якорь. Монастырская бухта дает надежное укрытие от господствующих северо-западных ветров, однако стоянка открыта в юго-западном направлении. Если на подходе вы видите, что у длинного 50-метрового понтона, идущего от развлекательного комплекса, стоит флотилия судов, то это значит, что до утра в ночном клубе наверху будет греметь музыка и место для стоянки лучше выбрать другое. Глубины у понтона, который построен для гостей развлекательного комплекса, колеблются от 2-х до 2.25 м, однако ближайшие к берегу 25 – 30 м не подходят для стоянки, т.к. по дну проложены большие бетонные трубы. Также не так много возможностей, чтобы привязать яхту к чем-либо, за исключением грубых железных скоб, которые соединяют голубые пластиковые трубы, ограждающие край понтона.

Яхты в Средней бухте


3) Средняя Бухта
Те яхты, которые не смогли пришвартоваться у причала или в марине, или  предпочитающие находиться в стороне от шумной деревни, могут встать в проливе между материком и ближайшим к Сивоте островом – Айос Никалаос (Άγιος Νικόλαος). К сожалению наилучший и самый закрытый участок – маленькая бухточка у юго-восточной части острова ныне отдана под постоянную стоянку яхты, так что яхты должны вставать на якорь немного дальше. Некоторые яхты можно привязать длинной веревкой к берегу. Глубины в центре пролива достаточно большие – от 6 до 9 м, дно – ил и густые водоросли, которые хорошо держат якорь в том случае, если он прошел через водоросли и зацепился за дно. Глубины в проливе постепенно уменьшаются до 2 с небольшим метров, чем дальше на юг вы отходите. Эта стоянка хороша и защищает от господствующих северо-западных ветров, только изредка бывает небольшая зыбь.
Примите к сведению, что утром и ранним вечером через этот пролив проходит множество водных такси, маленьких туристических судов, и других корабликов, которые следуют из Сивоты к пляжам, расположенных дальше к югу. Бухточка напротив на северо-западной стороне – довольно мелководная и изобилует подводными рифами.

Песчаная отмель, почти соединяющая остров Мавро Орос и материковую часть: слева Бухта Песчаной отмели, справа – Последняя бухта

4) Бухта песчаной отмели
Дальше к югу есть еще две якорных стоянки, которые могут использовать путешествующие яхты. Обе стоянки находятся по обеим сторонам песчаной отмели, соединяющей материк и остров Мавро Орос (Μαύρο Όρος; на некоторых картах он помечен как Мегало Муртемено). Та из них, что находится в западной части пролива называется Бухтой песчаной отмели. Большая ее часть занята судами, принадлежащими гостиничному комплексу «Neilson», стоящей выше по склону. Ныне здесь выставлены знаки, запрещающие стоянку, хотя законность этих указателей под вопросом, т.к. все эти воды принадлежат государству и не могут быть куплены или проданы. Хотя здесь возможно встать, постоянное движение водных мотоциклов и моторных лодок будет создавать дискомфорт, да и персонал гостиницы может начать ругаться, так что лучше сюда даже не заходить, особенно в разгар туристического сезона.

Песчаная отмель между западной и восточной бухтами


5) Последняя бухта (или Четвертая бухта)
В расположенной к востоку от песчаной отмели части пролива находится бухточка, называемая иногда Белла Врака (Μπέλλα Βράκα), где яхта может найти подходящее укрытие от господствующих ветров. Глубины колеблются от 4-х до 10 м, дно песчаное, поросшее водорослями. Если здесь стоит много яхт, то лучший выбор – привязать судно длинной веревкой к берегу на северной или на южной стороне пролива, чтобы не качаться на одной якорной цепи.

Примечание
* Глубины в проливе между островом Айом Николаос и материком резко уменьшаются до 2-х метровой отмели, прежде чем снова увеличиться.
* В проливе при преобладающем ветре может быть течение в южном направлении.

 

Маяк на острове Сивота


Удобства
Источники воды есть на городском причале и в марине. Следует учесть, что они закрыты на замок и нужно найти служащего, чтобы их открыть. Не исключено, что за это будет взята оплата. В марине за день пользования водой берут €5. Доступ к электроэнергии (розетки находятся под каменными скамьями) на городском причале и в марине (€5 в день). Мусорные баки в 600 м от городского причала, а также у марины.
Для получения топлива есть возможность подогнать минитанкер к причалу.
В деревне, на северной стороне от гавани есть хороший супермаркет и овощной магазин.
На набережной и в самой деревне много таверн, кафе и баров. Рекомендуют таверну «Maria and Georgio».
Почта, OTE, банк; в нескольких кафе на набережной и в гостинице «Filakas» есть доступ к wifi. Аренда машин и мотобайков.

Транспрорт
Автобусное сообщение с Игуменицей. Местные паромы.


Голубая пещера около острова Сивота


Достопримечательности

* Голубая пещера.
* Монастырь Св. Параскевы.
* 14-метровый маяк на острове Сивота, возведенный в 1884 г. французской компанией по заказу турецкой администрации. В 1941 г. был разрушен немцами, а после войны восстановлен.
* Традиционная деревня, ныне нежилая, где сохранилось около 50 домов XVIII – XIX вв.
* Археологический памятник – Полинери (IV в. до н.э. – XVI в.) – крепость и поселение.

 

Вид на бухту Арилы с севера

Арила (39°21'.11" с.ш., 20°17'.1" в.д.)
Приблизительно в 4 м.м. к юго-востоку от Сивоты, миновав несколько островков (Айиа Параскеви, Перамос, Кацониси), бухт (Пердика) и мысов (Арила), около которых яхты обычно не останавливаются на стоянку, находится бухта Арила (Αρίλλα, Arillas). В ее  небольшой гавани, где швартуются местные рыбачьи лодки и круизные паромчики, обеспечивающие сообщение с островами Керкира и Паксос, также могут встать маленькие яхточки. Длинный волнорез закрывает гавань от северо-западных ветров, короткий молл – с востока. Глубины небольшие, дно – песок. Вдоль пляжа, расположенного к северу от гавани, можно найти несколько уютных кафе, таверн и ресторанов.
Следующая удобная стоянка на этом участке побережья находится только в Парге.


Побережье к северо-западу от Парги


Парга (39°16'.70" с.ш., 20°23'.45" в.д.)


Вид Парги с самолета


Парга (Πάργα, Parga) – город на северо-западном побережье Эпира, относящийся к ному Превезы, с населением около 4 тыс. чел. (2011 г.). Парга находится в 15 м.м. к юго-востоку от Игуменицы и в 25 м.м. к северо-западу от Превезы, напротив островов Паксос и Андипаксос. Это крупный туристический курорт в Ионическом регионе, уступающий по популярности только острову Керкира. Прежде Парга была всего лишь маленькой деревушкой, где население занималось традиционной рыбной ловлей, а также выращиванием цитронов (их называли здесь еврейскими цитрономи, так как они употребляются в качестве одного из 4-х растений при совершения заповеди «нетилат лулав» во время праздника Суккот), которые вывозили в страны Европы и США. Теперь Парга пожинает последствия бурного развития туристической отрасли вокруг бухты Валту, где наступление магазинов заканчивается только перед гаванью. Таверн и баров такое количество, что вряд ли вы сумеете их все посетить, а на пляже так много людей, что яблоку негде упасть. Отдыхая на яхте в маленькой бухте, вы счастливы уже потому, то далеки от всего этого столпотворения. В то же время, как сообщают, стоянка в Парге далеко не тихая – и всю ночь здесь играет музыка, доносящаяся из ближайших кафе и баров.


Парга в XIX в.


История
Территория Парги была заселена еще в эпоху неолита, а в XIII в. до н.э. здесь уже существовало микенское поселение. В античной области Феспротия оно известно под названием «Гипаргос» (Ὕπαργος), от которого и произошел современный топоним «Парга». С захвата Эпира и Феспротии Римом во II в. до н.э. эта местность неоднократно меняла своих владельцев. В Средние века она первоначально принадлежала Византии и правителям Эпира (до XIV в.), затем Паргу захватили владевшие Корфу норманны, которые в 1386 г. на мысу между двух бухт возвели крепость, и, наконец, с XV в. и до конца XVIII в. ей владели венецианцы.

Крепость Парги, возведенная в XIV веке

За это время Паргу неоднократно пытались захватить или разорить, начиная с участников IV крестового похода в 1202 году до пиратского флота турецкого адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы в 1537 г.
Стоящая на мысу крепость постоянно укреплялась и перестраивалась. Из истории известно, что, надежно защищенная с моря и суши, ее чрезвычайно трудно взять штурмом. Венецианцы считали крепость «глазом и ухом Корфу» – поэтому жители Парги обладали особыми привилегиями в торговле с Венецией. Печально прославившийся свой жестокостью Али Паша несколько раз пытался захватить крепость, но сумел этого добиться только окружным путем, прибегнув к помощи англичан. В 1814 г., когда Парга принадлежала Франции, английские агенты сумели убедить парганиотов арестовать гарнизон и передать крепость Англии. В 1817 г. англичане заключили договор с турками, согласно условиям которого Парга переходила Али Паше. В 1819 г., в Великую Пятницу, 4 тыс. жителей, не пожелавшие оставаться под властью Османской Турции, собрали прах своих предков, взяли с собой святыни и переселились на Корфу и другие острова Британского протектората. Только их потомки смогли вернуться на родину: Парга стала частью Греции лишь в 1913 году вместе с присоединением Эпира.

 


Жители, покидающие Паргу. Картина итальянского живописца Франческо Айеца (1831 г.)


Подход
При приближении к Парге с запада будет видна крепость, расположенная на горе к северо-западу от Парги, а когда подойдете ближе, то колокольня на Ак Айос Спиридонос. При подходе с юга – видна колокольня, крепость, а также дома Парги. Маленькая белая церквушка на островке Айос Николаос также хорошо заметна на общем фоне.

 


Разрушенная колокольня на Ак Айос Спиридонос


В ночное время суток, подходя с юга, ориентируйтесь на огонь Fl(2)6s6M, установленный на крепости Парги, однако следует учесть, что он хуже заметен при подходе с запада. Маленькая гавань в бухте Валту, как правило, не освещена.


Мыс Ак Айос Спиридонос


Опасности
Следует проявлять особую осторожность в отношении рифа Вой Спиридония, который находится приблизительно в 100 метрах к юго-востоку от Ак Айос Спиридонос. При спокойной погоде риф легко заметить, однако уже при маленьких барашках на волнах довольно трудно определить его местоположение.
При заходе в бухту Валту также следует принять во внимание, что спортивные платформы в центре бухты плохо освещены 

Швартовка и стоянки
Большинство яхт направляются в маленькую гавань на западной стороне бухты Валту, которая хорошо укрыта от господствующих северо-западных ветров, хотя по ночам возможно легкое волнение. Бухта Валту открыта к югу, поэтому при сильном южном ветре стоянка здесь невозможна.

Бухта Валту


Пришвартоваться к причалу можно носом или кормой, но предпочтительнее все-таки носом, так как в некоторых местах существует опасность стукнуться о выступы каменного массива причала. Глубины здесь от 4.0 до 5.0, дно – песок и водоросли, которые хорошо держат якорь. Советуют – не вставать у самой дальней оконечности причала, так как здесь очень часто причаливают и туда-сюда снуют на большой скорости моторные лодки. 

Яхты, стоящие у нового мола


Также можно встать на якорь у мола, привязав судно длинной веревкой к берегу или к старому молу. Обязательно при этом используйте и якорь. Новый волнорез к югу от старого мола дает неплохое укрытие, особенно если вы встанете правильно с его внутренней стороны, привязав судно веревкой к берегу. Не исключено, что в настоящее время волнорез уже расширен и он может обеспечить дополнительные места для швартовки яхт. Иногда – при спокойной погоде и не в разгар туристического сезона – можно встать в восточной части бухты Валту, однако защита от ветра здесь намного хуже.

Яхты, стоящие в бухте Валту


В следующей за крепостной горой бухте – у длинного причал Парги обычно швартуются местные паромные и прогулочные суда, поэтому швартовка и якорные стоянки для яхт здесь запрещены. Кроме того, место здесь хотя и защищает от зыби, появляющейся здесь во второй половине дня с полуденным бризом, она крайне неудобна при южном ветре.

Городской причал Парги и островок Панагия


Также можно встать в маленькой бухточке, которая находится чуть дальше к востоку от крепостной скалы и городского причала. Но следует учитывать, что с июня по сентябрь – это излюбленное место купания отдыхающих. В другое время можно встать в середине бухточки, где глубины 4.0 – 5.0 м, а дно – песок, который хорошо держат якорь.

Яхты, стоящие в следующей от крепости бухте 

 
Во второй половине дня или даже ближе к вечеру можно встать в бухточке в непосредственной близи от островка Панагия, когда приехавшие сюда покупаться отдыхающие уже разошлись по домам. Для разворота здесь очень мало места, так что следует закрепить ваше судно якорями с носовой и кормовой частей.

Удобства
Доступ к питьвой воде на берегу – в начале мола на северо-западной стороне бухты Валту. Поблизости можно обнаружить и мусорные баки.
Дл закупки продовольствия воспользуйтесь магазинами, расположенными на восточной стороне бухты Валту или в самой Парге. На набережной Валту и в Парге многочисленные таверны и бары. В городке есть почта, банк, банкоматы.

Транспорт
Такси, аренда машин и мотоциклов (Europcar).
Паромное сообщение Керкирой и Паксосом, автобусное – с Игуменицей, Превезой, Афинами.

Достопримечательности
* Крепость (XI – XVIII вв.).
* Церковь Панагии на одноименном острове.

Церковь Пангии. Вид со стен венецианской крепости

* Церковь Св. Николая – покровителя Парги.
* Церковь Св. Елены.
* Церковь Св. Спиридона.
* Церковь Двенадцати апостолов.
* Церковь Св. Марины.
* Церковь Св. Афанасия
* Монастырь Влахерны на мысе Хеладио (XIII в.).
* Археологический музей.


Замок Али-Паши, построенный в первой половине XIX века


* Замок Али-Паши в деревне Анфуса
(XIX в.).


Островок Айос Никалаос с маленькой церквушкой


Айия Кириаки (39°16'.39" с.ш., 20°26'.23" в.д.)
Большая бухта Айия Кириаки (Αγια Κυριακη, Agia Kiriakis) находится в миле к востоку от крошечного голого скалистого островка Айос Николаос, сразу за мысом Ак-Приони. Яхта может найти хорошее укрытие от господствующих ветров, если встанет в северо-западном углу бухты. Глубины в бухте колеблются от 3-х до 10.0 м, а дно – песок и водоросли, которые надежно держат якорь.

Бухта Айия Кириаки и поселок Лихнос

На берегу расположена небольшая деревня Лихнос, где на побережье, покрытых белоснежным песком, можно перекусить в нескольких тавернах и барах, открытых, правда, в основном в летний период.

Айос Иоаннос (39°16'.15" с.ш., 20°28'.4" в.д.)
За мысом Ак-Чарчали находится совершенно безлюдная бухта Айос Иоаннос (Αγίου Ιωάννου, Ormos Agiou Ioannou), где можно найти хорошее укрытие от северо-западных ветров. В то же время некоторая волнение все-таки проникает в бухту. Рекомендуется вставать на якорь в северо-западном углу бухты, где глубины колеблются от 4.0 до 10.0 м, а каменистое дно покрыто илом и водорослями, которые в некоторых местах не слишком хорошо держат якорь.

Бухта Айос Иоаннос

В прежние времена в бухте иногда зимовали рыбаки. Сейчас здесь разводят мидий. На западной стороне бухты со дна бьет родниковый источник и вблизи заметен мутный медленный водоворот пресной воды.

 


Бухта Фанари и деревня Аммудия

Фанари (39°14'.14" с.ш., 20°28'.33" в.д.)
В 2-х милях к югу от бухты Айос Иоаннос находится живописная бухта Фанари (Φανάρι, Fanari), на берегах которой расположилась деревня Аммудия (Αμμουδιά, Ammoudia). Название бухты переводится с греческого как «фонарь» и обозначает маяк, который еще в глубокой древности находился на мысу (античный Химерио) с северо-западной оконечности бухты Фанари. Маяк указывал кораблям подход к бухте и устью реки Ахерон, считавшийся в древности одним из входов в Аид – царство мертвых. В древнегреческой мифологии считалось, что именно сюда прибыл поэт Орфей, чтобы вывести на свет Эвридику, а герой Геракл совершил здесь свой 12-й подвиг – укротил пса Цербера – стража Аида. В историческую эпоху в расположенный выше по течению реки знаменитый оракул мертвых Некромантейон (около совр. деревни  Месопотамо) нередко приезжали знаменитые политические деятели и правители, например, тиран Периандр из Коринфа (VI в. до н.э.).

Геракл и Цербер на краснофигурной афинской вазе V в. до н.э.

Стоянка
В бухте глубины постепенно уменьшаются с 8.0 – 9.0 м на входе – до 2.0 м вблизи (150 – 200 м) побережья. Яхты могут встать на якорь на северной стороне, где глубины колеблются от 2.5 до 5.0 м, а дно – ил и песок. Следует учитывать, что при сильных северо-западных и западных ветрах стоянка здесь невозможна, т.к. ветер прямо гонит волну в бухту. Суда с маленькой осадкой могут попробовать войти в устье реки Ахерон и дойти до причала, однако следует быть осторожным, чтобы не попасть на мель. Несмотря на регулярные дренажные работы, река быстро заносит себя и глубины обычно не превышают 1.5 м.
Таверны и бары можно найти в деревне и у речного причала. 

 

Устье реки Ахерон

Достопримечательности
* Археологический памятник – античный город Элея.
* Археологические памятники – античный город Эфира (XIV – I вв. до н.э.)
, расположенный к северу от деревни Месопотамо и святилище Некромантейон – оракул мертвых (XIV – II вв. до н.э.), разрушенный римлянами в 167 г. до н.э., на восточной окраине деревни.


Святилище Некромантейон


* Биологический заповедник, охраняемый Евросоюзом – болотистая местность в дельте реки Ахерон.

Полуразрушенный волнорез в бухточке Керецас


Керецас (39°12'.57" с.ш., 20°29'.5" в.д.)
Керецас (Κερέτζας, Ormiskos Keretzas) – безлюдная бухточка прямо к югу от Фанари. В северо-западной части бухты есть рыболовецкая гавань, защищенная с юго-востока полуразрушенным волнорезом.


Бухта двух скал


Бухта двух скал (39°12'.67" с.ш., 20°29'.4" в.д.)
Безымянная бухта приблизительно в двух милях к югу от Фанари, дающая удивительно хорошее укрытие от северо-западных ветров. Ее можно опознать по нескольким большим скалам, встающим из воды прямо на входе, но, как кто-то заметил на яхтенном сайте, такое название дал тот, кто не может считать больше чем до двух, т.к. поблизости полно других скал. Здесь могут встать яхты с маленькой осадкой, т.к. глубины небольшие – от 1.5 до 2.0 м, а дно – песок. Как сообщают, в южной части бухты глубины увеличиваются до 3.0 м и здесь яхта может встать на стоянку. Выбираться на берег, если вы хотите понежиться на белоснежном песочке, лучше всего на лодке.


Гавань Лигии

Лигия (39°9'.9" с.ш., 20°33'.56" в.д.)
Маленькая рыбачья гавань Лигия (Λυγιά, Ligia) находится в 6 морских милях к юго-востоку от Бухты двух скал. Это очень спокойное местечко, расположенное вдалеке от скопления туристов.


Рифы на входе в гавань Лигии

Подход и стоянка
Следует проявить осторожность в отношении нескольких рифов, которые находятся приблизительно в 1 м.м. к северо-западу от гавани, на некотором расстоянии от побережья. Следует обратить внимание и на рифы непосредственно при входе в гавань.  Гавань защищена молом с севера, запада и юга, но безопаснее все-таки воздержаться от входа при ветренной погоде. Если же вы решитесь остановиться здесь, то воспользуйтесь помощью кого-нибудь из местных рыбаков. Подход возможен и с юго-востока между скальными рифами по обеим сторонам. Идите носом к главному, сделанному из грубо обработанных камней, пирсу или вставайте на западной стороне гавани, привязав свое судно длинной веревкой к камням волнореза. Глубины – от 2.0 до 3.0 м, дно – песок и водоросли.
Это место – надежное укрытие от господствующих ветров, однако южные ветра все-таки могут создавать небольшую качку.
Удобства
Деревня Лигия находится в некотором отдалении от гавани, на холме. Там вы сможете найти таверны и магазины, хотя выбор продовольственных товаров ограничен. Прекрасные песочные пляжи тянутся к юго-востоку от гавани.


Гавань Митики


Митика (39°1'.28" с.ш., 20°42'.24" в.д.)
Митика  (Μύτικα, Mitika) – традиционная рыболовецкая деревня, расположенная в 5 км к северо-западу от Превезы на полуострове между двух бухт. Это очень спокойное место, далекое от туристической толчеи. Маленькая гавань находится на северной стороне деревни, защищенная волнорезами с северо-запада и востока. В период античности в этом месте находился порт Комарос – одна из гаваней римского Никополя.
Удобства
В деревне можно найти много таверн, кафе и баров, а также магазины для пополнения продовольственных запасов, банк и банкоматы.

Ворота и крепостные стены Никополиса

Достопримечательности
* Археологический памятник – античный Никополь (28 г. до н.э. – X в.).
* Археологический памятник – античная Кассопа (IV в. до н.э. – 31 г. до н.э.) около деревни Залонго.


Монумент «Танцу Залонго». 1960 г.

* Монастырь Айос Димитриос (XVIII в.) около деревни Камарина, связанный с «танцем Залонго» – историческим событием периода борьбы греков-сулиотов с силами Османской Турции. В 1803 г. 60 женщин-сулиоток предпочли смерть плену, бросившись в пропасть около монастыря. В 1960 г. по проекту скульптора-архитектора Георгиоса Зогголопулоса был установлен памятник, увековечивший этот трагический эпизод греческой истории.

 


Вид на Превезу и Акций с самолета. Пунктирная линия отмечает направление тоннеля


Превеза (38°57'.6" с.ш., 20°45'.4" в.д)
Превеза (Πρέβεζα, Preveza) – административная столица одноименного нома в Эпире, расположенная на северной стороне пролива, соединяющего Ионическое море с Амвракийским заливом. Современная Превеза – город с населением 21 тыс. чел., занимающий площадь 66.8 км2. Это крупный торговый порт и туристический центр, с мариной, музеями, театром и кинотеатрами, Финансовым университетом и Торговой морской академией, многочисленными архитектурными памятниками – церквями, крепостями и руинами античных городов.

Набережная Превезы


История
Территория вблизи Превезы была освоена в глубокой древности. Ряд городов возник еще VIII – VII вв. до н.э., другие появились в эпоху эллинизма – в IV – III вв. до н.э. В 168 г. до н.э. территорию Феспротии завоевали римляне, разрушившие некоторые из городов. 2 сентября 31 г. до н.э. в Ионическом море недалеко от входа в пролив и мыса Акций состоялось крупное морское сражение, в котором 250 военных кораблей Октавиана Августа победили объединенный флот (500 судов) Марка Антония и Клеопатры. В честь этой победу в 28 г. до н.э. Октавиан основал новый город Никополь (Νικόπολις – «город победы»), ставший административной столицей римской провинции Старый Эпир (Epirus vetus). В Никополь были переселены жители окрестных городов, многие из которых были разрушены в 168 г. до н.э. – в результате население города составляло от 60 до 100 тыс. чел.
Раскопанные руины находятся в 5 км к северо-востоку от Превезы около деревни Старая Превеза (Палеопревеза): сохранились городские стены, театр, одеон, акведук, термы.
В V – VII вв. Никополь несколько раз подвергался варварским нападениям: вандалов, остготов и славян. К XI в. город был окончательно заброшен.

Разгром флота Священного союза турецким пашой Хайр-ад-Дином Барбароссой в 1538 г. Худ. Умед Бехзад. Морской музей, Стамбул


Превеза как город вырос из военного поселения, основанного, возможно, еще в IX в. болгарами, захватившими Никополь. В дальнейшем ее владельцами были Эпирское царство, Вторая Болгарская империя, Сербское царство, пока, наконец, в XV в. она не стала принадлежать Венецианской республике. Однако в уже в середине XV в. Превезу захватили турки, которые укрепили старые крепости и возвели верфи. В сентябре 1538 года турецкий паша Хайр-ад-Дин Барбаросса в том же месте, где когда-то состоялась битва при Акции, разбил в морском сражении у Превезы (Prevëzë deniz savaşi) флот генуэзского адмирала Андреа Дориа.
В начале XVIII века Превеза почти на целое столетие снова стала венецианским владением, превратившись в крупный транзитный центр торговли с Западной Европой. В тот период население города составляла около 12 тыс. чел.

Вид Превезы в XIX веке


Когда Венецию захватил Наполеон, Превеза ненадолго стала французским владением. Однако уже в 1798 г. город был взят силами турецкого правителя Али-Паши Тепеленского, учинившего 13 – 14 октября страшную резню французского гарнизона и местного греческого населения. Этот трагический эпизод греческой истории известен как «Разрушение Превезы» (Χαλασμός της Πρέβεζας). Только в 1912 г., в период Первой Балканской войны, Превеза окончательно стала греческой. Во время Второй Мировой войны в 1941 – 1944 гг. город оказался под властью сначала фашистской Италии, а затем Германии.

Этимология топонима «Превеза»
Название «Превеза» происходит или от старославянского «перевоз», или от албанского prevëzë / prevëza – «проход» или «переход». Этот топонима появился не ранее Средних веков. Впервые город под таким названием упомянут в Морейской хронике 1292 г.

Буйки, отмечающие границы судоходного канала


Подход
Идя с севера или юга ориентируйтесь на невысокий, плотно поросший деревьями холм и крепость Айос Йеоргиос, которая находится на северной стороне пролива. Аэропорт Акций расположен на южной стороне пролива и летом часто можно видеть, как приземляются и взлетают самолеты.
Для того, чтобы дойти до Превезы и далее через пролив в Амвракийский залив, надо войти в полумильный судоходный канал, который прорыт между обширными отмелями. Глубина канала колеблется от 6.0 до 8.0 м, а за его пределами глубины могут сильно отличаться от указанных на карте. Это связано с тем, что постоянно происходит заиление канала.

Узкий пролив, разделяющий Превезу и Акций


Координаты точки входа в канал: 38°55′.9" с.ш., 20°43′.65" в.д. Она обозначена двумя буйками – с левой и правой стороны. Следует учитывать, что издалеко канал трудно разглядеть. Еще три пары буйков отмечают по курсу 065 градусов к заметному треугольной формы форту Акция с правой стороны. Канал, несмотря на регулярные дноуглубительные работы, довольно узкий, поэтому яхте не следует выходить за его пределы, особенно если вы не владеете достаточной информацией о глубинах. На протяжении всего канала в полумиле от северного берега глубины не превышают 2.0 м, а вдоль южного берега периодически встречаются участки песчаных отмелей, на которые ненароком можно наткнуться, если вы идете здесь впервые. Пройдя последнюю пару буйков, портовые буйки отмечают песчаную отмель, которая находится чуть к югу от городского причала Превезы. Отсюда глубины увеличиваются до 10.0 м: у городского причала, у марины Превезы,  у трех судоверфей, у марины «Клеопатра».   
В ночное время суток ориентируйтесь на огонь на Ак-Митикас (Fl.WR.3s7/5M), красный сектор охватывает 078°-135°. Также вход в пролив обозначен огнями на 066°: Q.Y.7M и  LFl.Y.6s7M. Буйки, отмечающие сам пролив, горят Q.G и Q.R. Последний мыс на правой стороне Ак-Акри перед входом в Амвракийский залив обозначен огнями LF1.7.5s5M, а  огонь ограничивающего гавань мола с левой стороны горит Fl.G.2s4M/Fl.R.2s3M.

Опасности
* Сильные течения в проливе (со всех сторон) могут иногда достигать 3 узлов. Поэтому яхтам следует соблюдаться осторожность и держаться в пределах канала. 
* Преобладающий ветер с северо-запада, дующий через мелководье и против течения, создает сильную волну, которая не слишком опасна в летний период, хотя может причинить некоторые неудобства вашему судну.
* Глубины в канале могут меняться в зависимости от степени заиления.
* Постоянно следите за автомобильными паромами, которые пересекают пролив между Акцием и Превезой. Однако они обычно ждут, когда вы пройдете.

Швартовка
У расположенной на северо-западной стороне пролива Превезы находится длинный (0.5 мили) городской причал, где достаточно места для стоянки множества яхт, которые могут встать как вдоль, так и носом/кормой. На юго-восточной стороне пролива у Акция располагаются три больших судоверфи и несколько марин – «Клеопатра», «Ионион» (прежде ошибочно называлась марина Превеза), «Актио». Тоннель, проходящий под дном пролива, соединяет судоверфи с коммерческим центром, банками, магазинами, а также портовой администрацией Превезы. Верфи, где возможно разместить до 1500 судов, являются популярным местом зимовки круизных яхт, где предоставлен весь набор услуг по ремонту, уходу и снабжению. Кроме того, у марины «Клеопатра» есть дополнительная марина на 100 мест, где предоставляются все стандартные услуги. На стороне Превезы также есть одна, хотя пока еще недостроенная марина, расположенная на северном конце городского причала. Прежде она обычно была полностью занята поставленными на ремонт яхтами, но теперь она проходит реконструкцию и будет переоборудована на деньги, полученные по лизингу от марины «Клеопатра». Кроме того, немного дальше к северу в небольшой бухточке находится еще одна маленькая судоверфь.


Яхты у городского причала Превезы

Городской причал Превезы
Длина городского причала составляет немногим больше полмили. Причал начинается к северу от серого восьмиугольного здания (бывший ночной клуб) и тянется на север, заканчиваясь около короткой пристани, охватывающей недостроенную марину. Внутренняя часть от восьмиугольного здания вплоть до восьмой осветительной мачты довольно мелководна: глубины здесь не превышают 1.5 м. Яхты могут пришвартоваться кормой / носом или встать вдоль причала на 200-метровом участке, однако следует учесть, что вдоль него идет выступающий бортик, а также здесь же находятся швартовочные кольца для маломерных судов. Глубины в основном колеблются около 2.5 – 3.0 м. Далее к северу идет широкая пристань, где встают рыбаки, и 100-метровая часть причала (отмечена желтой краской) отведена как раз для них. Отсюда следующие 500 м к северу выделены для стоянки яхт. Глубины вдоль этого отрезка составляют от 5.0 до 8.0 метров у причала,  увеличиваясь к тому месту, где вы будете бросать якорь: 10.0 – 15.0 м на южном конце и 8.0 – 10.0 на северном. Соответственно яхты могут вставать вдоль причала у южного конца, и кормой / носом – у северного.


Северная часть городского причала

Северная часть пользуется наибольшей популярностью, т.к. отсюда рукой подать до таверн и баров. Также глубины здесь для швартовки лучше, а место хорошо защищено от северо-восточного бриза, дующего с материка в ночное время суток. Однако это очень шумное место и единственное, что остается, так это воспользоваться берушами. Также следует учесть, что швартоваться вдоль причала в этом месте не рекомендуется (за исключением периода, когда сезон уже закончился), иначе вы рискуете попасть в ловушку, когда рядом на якорь встанут другие яхты.
Вдоль причала установлены железные швартовочные тумбы, а также множество стальных причальных колец. Они установлены в метре от края причала, так что по прибытию их трудно сразу заметить.
Причал также довольно высокий, поэтому для яхт с низким надводным бортом может быть предпочтительно пришвартоваться (при наличии места) у нижней части причала (она отмечена длинными, окрашенными в зеленый цвет ограждениями).


Швартовка яхт у низкой части причала

Примечание
У южной оконечности этого отрезка причала периодически происходит сток неочищенных сточных вод, поэтому здесь не следует вставать тем, кто чувствителен к неприятным запахам.
Причал дает хорошее укрытие от господствующих северо-западных ветров, хотя легкая качка возможна во второй половине дня. Также в ночное время суток не исключен береговой ветер, который дует в направлении восточных гор. Обычно в этом случае стоять здесь не так удобно, если только одновременно не дуют восточные ветры, которые уравновешивают положение. Стоянка определенно не подходит для судов при сильных ветрах с северо-востока и юга, когда лучше вставать на якорь у судоверфей на южной стороне у Акция или искать закрытую якорную стоянку дальше в Амвракийском заливе. 

Якорные стоянки
Привлекательная и популярная якорная стоянка находится в широкой бухточке к северу от марины Превезы (38°58′.25" с.ш., 20°45′.35"). Дойти до нее не трудно: пройдя два портовых буйка у торгового причала Превезы, отмечающих канал к северу и далее по Амвракийскому заливу, где глубины колеблются в пределах 12.0 м.

Якорная стоянка у бухте к северу от марины Превезы


Предупреждение
Не пытайтесь срезать здесь угол, так как к северо-востоку от торгового причала на 250 м тянутся песчаные отмели, где глубины не дотягивают до 2.0 метра (это не указано в большинстве популярных штурманских руководствах).
Вставайте на якорь или в канале на глубинах 5.0 – 6.0 м, или в небольшой заводи в самом центре бухточки, где глубины колеблются от 4.0 до 5.0 м. Лучшее укрытие – в самой бухточке. Однако следует учитывать, что место здесь довольно шумное – постоянных гул от соседней дороги – автомагистрали в сторону Арты, которая проходит по берегу бухты. Дно – песок и ил, которые хорошо держат якорь. Эта стоянка дает достаточное укрытие ото всех ветров, кроме восточных. 

Другая якорная стоянка находится недалеко от песчаного побережья на стороне Акция, немного к северу от судоверфей, где глубины колеблются в пределах от 3.0 до 8.0 м. Дно – песок и ил, хорошо держащие якорь. Это надежное укрытие от господствующих северо-западных ветров, однако, бухта становится неподходящим местом, когда в нее задувает сильный южный ветер.
Наконец, многочисленные стоянки можно найти дальше в Амвракийском заливе с подходящими глубинами и укрытием в зависимости от направления ветра.

Марины и яхт-клубы
В районе Превезы устроены две большие марины – «Клеопатра» и «Превеза».

Марина «Клеопатра»

Марина «Клеопатра»
«Клеопатра» – это относительно недавно (в 2009 году) открытая марина предоставляет 100 швартовочных мест для яхт длиной до 30 м. Глубины составляют около 8.0 м. Эта небольшая марина очень популярна, поскольку связана с большой, носящей то же самое имя, судоверфью, на территории которой поставлены на сохранение почти 1 тыс. яхт. Поэтому у марины есть разнообразные возможности для обслуживания и ремонта приходящих судов.
Марина находится прямо напротив города Превеза на полуострове Акций, т.е. с правой стороны, когда ваше судно движется по судоходному каналу в устье Амвракийского пролива. Входить в марину следует с востока между длинным изогнутым волнорезом и коротким понтоном, рядом с которым находится заправочная станция (ее легко заметить по развевающимся флажкам). Вход и маневрирование внутри марины представляет известную трудность из-за течений, а в районе понтона C возможны и водовороты. При сильных западных ветрах не исключена небольшая качка. Не пытайтесь входить в марину, не получив предварительно рекомендации или помощь персонала. 

Заправочная станция, подъъемные краны, понтоны и административное управление марины

Можно встать носом / кормой к двум коротким понтонам с двумя швартовочными рядами. Также есть возможность встать носом / кормой или вдоль L-образного волнорезного понтона. Яхтам, а в особенности катамаранам, часто предлагают встать как раз вдоль волнорезного понтона в том случае, если они собираются задержаться в марине недолго (или если лимит их длины близок 30 м).
Удобства: кафе / бар, ресторан, минимаркет, тв (только греческие каналы), обмен книг, склад, 24-часовая охрана, душевые / туалеты.

Ремонтно-технические работы
Судоверфь с большой территорией для хранения более чем 1 тыс. яхт на стальных люльках. Передвижной подъемник (300 т и 50 т); кран (10 т). Максимальный размер яхты: 45 м в длину, 10 м бимс, 5.0 м осадка. Все виды ремонтных работ на месте или посредством внешних специалистов.
Душевые, туалеты, прачечная. Wifi на территории верфи (слабый сигнал в разгар сезона) возможен через WiFiPlus и, по отзывам, довольно дорог. В то же время в расположенном рядом кафе он предоставляется бесплатно. В 300 м к югу, рядом с фортом, также находится хороший ресторан – Панос (Panos Taverna).

Расценки
Ежедневная цена за типичную 13-метровую яхту на сентябрь 2011 г.: €42 в период с 1 апреля до 31 октября; €21 в период с 1 ноября по 31 марта.

Транспорт
* Паром в Превезу (отправление в 10.00, возвращение в 12.00).
* Автобусы, минитакси, такси до Превезы.
* Аренда машины, скутера (Europcar), хотя эта услуга далеко не всегда предоставляется.
* Междугородные автобусы в Афины (время в пути 6 – 7 часов) и в Игуменицу (2 – 3 часа).
* Аэропорт Акция (1.5 км от марины) с чартерными рейсами в различные города Европы.

Контакты
Cleopatra Marina, PO Box 25, Aktio, Preveza 48100, Greece
Тел.: +30 268 2023015
Fax: +30 268 2021414
Вебсайт: http://www.cleopatra-marina.gr/
Email: clmarina@otenet.gr

Марина «Превеза»

Марина Превеза
Недостроенная марина «Превеза» находится к северу от городского причала, между торговой пристанью к востоку и большой городской площадью. Изначально марина не предназначалась для яхт, так что пирсы расположены слишком близко друг к другу. Поэтому  здесь можно встать вдоль с обеих сторон у одного из пяти бетонных причалов, которые оборудованы надежными железными швартовочными тумбами. По возможности лучше всего вставать носом к западу, т.к. в послеобеденное время начинает задувать северо-западный морской бриз.
Это прекрасное укрытие от господствующих северо-западных ветров, однако при южных и юго-восточных ветрах стоянка здесь может быть неудобна.

Яхты у одного из причалов

До недавнего времени они были полностью оккупированы местными судами или вставшими на долгую стоянку яхтами, поэтому, в случае, если вы хотели здесь встать, приходилось привязывать ваше судно к другим судам. В начале 2012 года марина Превеза была арендована и с тех пор управляется персоналом мариной «Клеопатра». Планируется перестроить ее и превратить в настоящую марину, которая бы предоставляла полный набор услуг. Однако к августу 2013 года был устроена только временная контора (часы работы с 8.30 до 14.30), которая взимала плату за стоянку.
В настоящее время в марине есть 50 швартовочных мест для яхт длиной до 20 м с максимальной осадкой 2.75 м; глубины составляют около 2.5 – 3.0 м.

Один из бетонных пирсов


Ремонтно-технические работы
Никаких услуг по ремонту марина не предоставляет, хотя можно их можно найти через посредников. К западу от марины Превезы находится пара складов, где можно приобрести необходимые товары (Tsoukas Marine).

Расценки
Ежедневная цена за типичную 13-метровую яхту на август 2013 г.: €15. В цену входит пользование водой и электроэнергией, однако больше никаких других услуг. Были планы установить душевые и туалеты, но пока ничего еще не сделано.

Удобства

Можно подзарядить батареи. Постоянной охраны нет, кроме проверок персоналом марины с 8.30 до 15.00 с понедельника по субботу.
Многочисленные кафе и таверны в городе, в 5-минутной доступности. Магазины в 15 мин. ходьбы.

Контакты
Preveza Marine, PO Box 26, 48100 Preveza, Greece
Тел.: +30 268 2093095
Fax: +30 268 2093095
E-mail: prevezamarina@gmail.com


Марина «Ионион»

Марина «Ионион»
Марина «Ионион» – яхтенный центр, которая находится между мариной «Клеопатра» и верфью «Акций». Предоставляет услуги по обслуживанию и ремонту 500 яхт. В наличии 65-тонный передвижной подъемник, 2 гидравлических подъемных трейлера на 20 и 40 тонн каждый; магазины и склады; прачечная, душевые / туалеты; доступ к воде и электроэнергии; wi-fi. Марина огорожена сеткой и охраняется 24 часа в сутки.

Контакты
Αktio – Preveza P.O.B. 15 – 48100 Preveza – Greece
Тел.: +30 26820 24305 
Fax: +30 26820 29805
Вебсайт: http://www.ionionmarine.com/
Email: contact@ionionmarine.com

Марина «Акций»

Марина «Акций»
Самая северная из трех судоверфей, расположенная на полуострове Акций почти на выходе из пролива в Амвракийский залив, работает с 1997 г.
В марине есть все условия для сохранения, обслуживания и ремонта яхт: здесь может разместиться до 600 яхт. Два тяжеловесных гидравлических подъемных трейлера на 50 и 70 тонн каждый. Магазины и склады; прачечная, душевые / туалеты; доступ к воде и электроэнергии; wi-fi; бесплатная зарядка батарей в зимнее время; бесплатная доставка в аэропорт (1.5 км), Превезу. Доставка продуктов. Марина огорожена сеткой и охраняется 24 часа в сутки. Полный перечень услуг см. на сайте.
Контакты
Aktion Marine, Aktion, PO Box 42, Preveza, Greece
Тел.: +30 26820 61305 
Fax: +30 26820 61306
Вебсайт: http://aktio-marine.gr/ 
Фейсбук: https://www.facebook.com/pages/Aktio-Marinegr/518011381567942
Email: aktiomar@hol.gr

Дальше к северу есть еще одна судоверфь, расположенная в небольшой бухточке на северной стороне Амвракийского пролива.

Ремонтные работы могут быть организованы с помощью компании по обслуживанию яхт «Preveza Yacht Services», которая находится на полуострове Акций, в 10 мин. от аэропорта.
Контакты
6 Parthenagogeiou, Preveza, 48100, Greece
Тел.: +30 26820 60940 
Fax: +30 26820 60940
Вебсайт: http://www.prevezayachtservices.biz/index.htm
Email: inquiri@prevezayachtservices.byz

Администрация
Превеза – это таможенный порт. Таможня и иммиграционные службы расположены в новом здании на восточном волнорезе недостроенной городской марины, рядом с причалом торгового порта. Место расположения портовой полиции придется немного поискать: от городского причала идите в северном направлении вдоль причала до того места, пока недостроенная марина не окажется от вас с правой стороны, а место стоянки машин слева. Пересеките стоянку по диагонали и перед вами окажется здание почты, хорошо заметное по трем большим почтовым желтым ящикам, стоящим перед зданием. Офис почтовый полиции расположен наверху – вход находится с узкой улочки позади здания.
Для оплаты пошлин вам надо пройти до офиса налоговой службы – это буквально 5 – 10 минут ходьбы от центра Превезы. Обратитесь к местным жителям за помощью, чтобы узнать точное направление.

Удобства
Дизельное топливо может быть доставлено одним из мини-танкеров, которые регулярно курсируют около городского причала Превезы – пешеходной зоны, куда доступ запрещен после 17.00. При отсутствии мини-танкеров у Превезы можно заказать доставку топлива в компании «Preveza Yacht Services». Топливная станция также находится в марине «Клеопатра».
Доступ к источникам воды есть на городском причале, а также во всех маринах (обычно бесплатно).
Доступ к электроэнергии во всех маринах и на городском причале (в 2011 г. он был перекрыт).
Мусорные баки – рядом с городским причалом и у каждой из марин

Почта, банкоматы, банк.
Магазины
В 200 м к западу от набережной Превезы, в конце пешеходной улицы, стоит большой трехэтажный супермаркет, где представлен широкий выбор продуктов, в том числе маленький мясной отдел. Другой, меньший по размерам супермаркет с прекрасным выбором продуктом находится на ближайшей к набережной улице. Магазин очень небольшой и его легко, не заметив, пропустить, хотя он и выходит главным входом на набережную.
Балоны газа более не продаются в супермаркетах – по этому вопросу обращайтесь в компанию «Preveza Yacht Services». Также можно приобрести его на складе  в марине «Клеопатра», где можно обменять балоны.
В этой же марине в мае 2012 года открылся маленький супермаркет (часы работы с 9.00 до 15.00 и с 18.00 до 19.00).
Питание
Вдоль городского причала Превезы вы найдете множество баров и кафе, а разнообразные рестораны на ближайших к набережной улочках и в центре города. Из них можно порекомендовать «Амвросиас», что находится в начале идущей к востоку от церковной часовой башне аллее. Это лучшая в городе таверна с рыбным меню, очень популярная у местных жителей. Другая таверна «О Каиксис», где подаются превосходные блюда, находится в небольшой аллеи, ведущей от набережной в западном направлении. На стороне Акция вы также можете найти подходящий выбор баров и таверн, среди которых известна таверна Панос, расположенная в местрах 300 к югу от входа в марину «Клеопатра».

Начало тоннеля на стороне Превезы


Транспорт
* Национальный аэропорт Акций, расположенный через пролив к югу от Превезы. Аэропорт обслуживает также остров Лефкаду.
* Автомагистраль E55 связывает Превезу с Игуменицей
* Подводный тоннель (1570 м), открытый в 2002 году, соединяет Превезу с Акцием (ном Этолия-Акарнания).

Список важных телефонов
Медицинская помощь: +30 26820 22871
Полиция: + 30 26820 22225
Туристическая полиция: +30 26820 89566
Администрация порта: +30 26820 22226
Аэропорт: +30 26820 22355
Автобусы (KTEL): +30 26820 22213

Достопримечательности
* Археологический музей в Никополе
* Музей искусств и науки.
* Естественно-научный музей Превезы.
* Этнографический музей под открытым небом.
* Морской музей.
* Фольклорный музей.
* Крепость Ласкара (1810 г.).

Турецкая крепость Пантократор, защищающая подступы к Превезе


* Крепость Пантократор (1810 г.).
* Крепость Св. Андрея (1710, 1810 гг.).
* Крепость Св. Георга (1718 г.).
* Крепость Риниасса (или Деспо, XIV в.).
* Крепость Акций (XVIII в.).
* Археологический памятник – античный Никополь (28 г. до н.э. – X в.).
* Археологический памятник – античная Кассопа (IV в. до н.э. – 28 г. до н.э.).
* Археологический памятник – античная Береника (III в. до н.э. – 168 г. до н.э.).
* Археологический памятник – античная Пандосия (VIII вв. до н.э. – XV в.).
* Археологический памятник – античный Трикастрон (VIII – III вв. до н.э.).
* Археологический памятник – античный Бухетий (VII вв. до н.э. – XIV в.).
* Археологический памятник – античная Элатрея (IV – I вв. до н.э.).
* Археологический памятник – античный Батий (VII вв. до н.э. – 168 г. до н.э.).
* Археологический памятник – античный Орранон (IV в. до н.э. – 168 г. до н.э.).

Интересно...

Стеньга — (с нидерл. — шест, штанга) — рангоутное дерево, продолжение верхнего конца судовой мачты,...