«Надстройка судовая» —
закрытое сооружение на верхней палубе судна, которое располагается от борта до борта судна, либо отстаёт от бортов на некоторое расстояние. Если расстояние составляет более 4% от ширины судна, то эта конструкция называется рубкой.
В зависимости от протяженности надстройки бывают сплошные и раздельные, в зависимости от высоты – одноярусные и многоярусные. По месту расположения надстройки делятся на носовую (бак), среднюю, промежуточную и кормовую (ют). При этом среди надстроек по месту расположения встречаются комбинации (например, средняя надстройка соединяется с носовой или кормовой, удлинённый ют).
По функциональному назначению надстройки делят на жилые и нежилые. Жилая надстройка используется для расположения жилых, бытовых и служебных помещений, обычно она многоярусная.
В зависимости от количества, расположения и формы надстроек различают одно-, двух- и трёхостровные суда. Трёхостровные суда имеют в наличии бак, ют и среднюю надстройку.
Обводы носовой и кормовой надстроек являются продолжением обводов корпуса. Они предназначены для защиты палубы от заливания волнами, что значительно повышает мореходность судна.
Судно без бака и юта называется гладкопалубным.
Надстройки необходимы для увеличения запаса плавучести и улучшения мореходных качеств судна. Кроме того, они всегда имеют водонепроницаемые двери, иллюминаторы и люки.