«Осадка» —
в военном и гражданском кораблестроении — величина погружения судна в воду, которая исчисляется от нижней кромки киля судна до поверхности спокойной воды.
Для определения осадки судна служат специальные шкалы (марки углубления). В большинстве флотов мира марки осадки наносятся по вертикали от концевых точек прямой линии киля до главной ватерлинии с обоих бортов судна. Шкала осадки позволяет вести наблюдение за осадкой судна в процессе погрузки.
Выделяют виды осадки:
-проектная, или расчётная осадка - вертикальное расстояние от верхней кромки киля до уровня главной ватерлинии, измеренное на половине длины корпуса;
-проектная осадка по мидельшпангоуту — расстояние от ватерлинии до наружной кромки обшивки у киля;
-осадка носом (носовая осадка) - измеряется по носовой точке погружения (у носовой марки);
-осадка кормой (кормовая осадка) - измеряется по кормовой точке погружения (у кормовой марки);
-средняя осадка — среднее арифметическое значение носовой и кормовой осадки. При наличии дифферента средняя осадка судна исчисляется путем деления суммы осадок носа и кормы пополам.
Для судов с большой осадкой вход в мелководные районы моря, гавани, а также в устья рек затруднён либо невозможен.